Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям

«В период адаптации к школе у детей наблюдаются сложности в отношениях к урокам, к домашним заданиям, к оценкам. Для одних учеников оценки являются очень мощным стимулом, а для других это  серьёзное препятствие к раскрытию своих возможностей, причина школьных страхов. Адекватное отношение к результатам позволяет понять детям логику процесса обучения, прямую зависимость  оценки от затраченного труда или усвоения материала. Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а также вероятность и возможность при желании их улучшать, исправлять, то решение проблем, преодоление трудностей для них будет привычным делом. Вера в свои силы, стремление к успеху, оптимизм будут верными спутниками в течение всей их жизни.»

Автор книги «Лесная школа. Коррекционные сказки»,
Марина Александровна Панфилова.

 

ДВЕНАДЦАТАЯ СКАЗКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

После дня рождения трудно было Волчонку сосредоточиться на домашнем задании. Ему вспоминались игры, музыка и смех, но только не школа, не математика. Однако он ещё помнил слова учителя о проверке решения задач. И Волчонок с неохотой достал учебник, и несколько раз перечитал условие задачи.

— Ничего не понимаю! – крикнул он в отчаянье и закрыл книгу.

— Что случилось? – поинтересовался его папа, оторвавшись от чтения «Лесной газеты».

— Такие трудные задачки напридумывали, что в них никто не разберётся! – продолжал возмущаться Волчонок.

— Ну-ка, покажи, что там у тебя за трудная задачка? – заинтересовался папа-Волк.

— Вот, смотри! – ответил обрадованный Волчонок, быстро избавляясь от наскучившего задания.

— Так, так, так… — поразмыслил немного отец и быстро написал решение задачки.

— Ух, ты! – воскликнул сынишка, — Ты, папочка, так быстро решаешь?!

Отец важно и гордо отдал учебник и решённую задачку Волчонку, а сам продолжил чтение газеты. Волчонок принялся выполнять следующее домашнее задание. Но никак не мог сосредоточиться,
постоянно мысли убегали куда-то, голова казалась пустой как барабан.

— Ох, что же мне делать? – мучался ученик. – Пойду опять к папе.

— Что, опять не получается? – спросил отец, посмотрев на сынишку с опущенной головой и виноватыми глазами.

— Угу, — пробурчал Волчонок.

— Ну, хорошо, давай посмотрю. – И задача вновь была им решена.

— Папочка, спасибо, ты так меня выручил! – прыгал счастливый Волчонок вокруг отца, — можно я пойду играть?

— Собери портфель для завтрашнего дня и можешь идти.

— Хорошо! Я соберу мигом! – И через несколько минут Волчонок будто на крыльях вылетел из дома.

На следующий день перед уроком ребята сравнивали ответы в задачках. Волчонок с гордостью показывал всем свою домашнюю работу.

Учитель-Ёж проверил решение домашних задач и похвалил Волчонка за сообразительность. Волчонку было приятно и почему-то немного стыдно.

— А сейчас мы решим такие задачки вместе, и Волчонок нам поможет. – Сказал учитель, пригласив Волчонка к доске.

Волчонок почувствовал страх, ведь он один знал, что с этими задачками ему не справиться, он даже не помнил папино решение.

— Я не знаю, как решать… — прошептал Волчонок.

— Но ведь ты справился с домашними задачами, значит, справишься и сейчас. – Приободрял ученика Ёж.

— Мне папа помогал, он мне всё решил, — признался Волчонок.

— Значит, всё домашнее задание выполнял твой отец? – Удивился учитель.

— Да… — почти беззвучно прозвучал ответ.

— Передай своему папе, что он прекрасно разбирается в математических задачках. Но если он будет решать за тебя, то его сын так и останется не грамотным. Ребята, кому задают домашнее задание?

— Ученикам, чтобы научиться самостоятельно мыслить и закреплять знания. — Уверенно произнёс Медвежонок.

— Верно! И такая помощь родителей мешает развиваться их ребёнку. — продолжал учитель.

— Я хотел, чтобы меня похвалили, — грустно объяснял Волчонок.

— А тебе было приятно от такой похвалы? Ведь трудился-то не ты, а твой папа.

— Да мне было немного приятно и стыдно. — Вспоминал свои чувства Волчонок. — А когда меня пригласили к доске, стало очень страшно.

— Это могло произойти с любым из наших учеников. И твоя ошибка помогла нам всем понять, что радостные чувства, чувства удовлетворения мы получаем от собственного труда, от своих побед. В школе учатся, иногда это бывает трудно, но важно, чтобы каждый ученик смог справляться со своими трудностями.

— А если мы не сможем выполнить домашнее задание, то в школу можно приходить с не выученными уроками? – поинтересовалась Белочка.

— Если вы долго думали, но не смогли решить задачу, тогда перед уроком желательно рассказать об этом мне. – предложил учитель. – И мы вместе постараемся понять и всё исправить.

— А вдруг я никогда не смогу научиться решать задачи, постоянно буду приходить с не выученными уроками? – волновался Волчонок.

— Тогда на уроке или после уроков мы с ребятами будем стараться объяснить тебе, чтобы ты всё понял. Когда ученик старается ему необходимо помочь. А если он ленится, не хочет трудиться, то помогать ему вряд ли кто захочет.

Волчонок опустил глаза и твёрдо сказал:

— Я буду стараться!

— Вот и замечательно! Продолжим урок, Медвежонок помогает нам решать задачу. Если ты справишься Медвежонок, то получишь «пятёрку». Эта самая лучшая отметка в школе. Но об отметках и оценках на следующем уроке.

 

ТРИНАДЦАТАЯ СКАЗКА. ШКОЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ

Учитель на перемене раздал дневники ученикам. У Медвежонка, на против урока математики красовалась «пятёрка». Все ученики с удивлением её рассматривали.

— Цифра, как цифра, что в ней такого? – не понимал Лисёнок.

— Есть в ней какая-то притягательная сила. Смотрю и восхищаюсь! — любовался Медвежонок.

— Это потому что тебе за хороший ответ поставили, поэтому ты и радуешься! – рассуждал Зайчонок.

А Белочка добавила:

— Теперь все будут знать, какой ты у нас умный. Вот твоя мама обрадуется! Я бы то же хотела бы получить «пятёрку».

— Обязательно получишь! — с уверенностью произнёс учитель-Ёж.

— А сейчас поиграем в игру «Хорошо и плохо».

— Это опять о поведении, что ли говорить будем? — поинтересовался Волчонок.

— Нет, не о поведении, вернее не только о поведении. – Продолжал учитель. – В игре каждый из вас покажет своё отношение к тому, что я назову. Показывать будем мимикой, то есть выражением своего лица. Если вы хорошо к этому относитесь, то и на лице у вас будет радостная улыбка. А если плохо, тогда хмуро сдвинуты брови.

— А если мне всё равно, и я никак не отношусь? – спросил Лисёнок.

— Тогда твоё лицо будет без выражений, равнодушное, – пояснил учитель. — Приготовились?

Ёж по очереди называл занятия, пищу, увлечения, игрушки, а ученики своей мимикой отражали отношение к этому.

— Ребята, вы заметили какие мы все разные, и у нас бывают разные оценки, но бывают и одинаковые. То, что вы делали сейчас в игре можно назвать оценкой. Ведь каждый из вас продумывал,
ощущал и анализировал. Вы оценивали всё, что я называл, используя свой личный опыт.

— Да, я очень люблю есть морковку и яблочко, поэтому я мимикой показал своё положительное отношение к этому, – улыбаясь, вспоминал Зайчонок.

— А я хотел сначала показать своё хорошее отношение к такому занятию, как кричать, но потом вспомнил, что меня за это мама поругала, и передумал. – Поделился своими мыслями Волчонок.

— А я думаю, что наши родители с помощью своих оценок помогают нам понять, что хорошо и что плохо. – Сделал вывод Зайчонок.

— Да, я как посмотрю на маму, так сразу понимаю по её мимике, правильно я делаю или нет, – сказал Медвежонок.

— А я когда был маленький, — вспоминал Лисёнок, — иногда баловался и папа мне жестами показывал, чтобы я перестал. Значит, оценивать можно и жестами.

— Ой, а моя мама, — продолжала разговор Белочка, — Своё отношение к моим поступкам выражает голосом, то есть интонацией. Она позовёт меня по имени и я сразу понимаю, сердится моя мама или  радуется.

— Это действительно так. Вы сами, ваши родители отражают своё отношение мимикой, жестами, интонацией и ещё словами. — Подтвердил учитель. — Так мы понимаем друг друга. И когда учатся чему-то новому, чтобы идти правильным путём, наблюдают за оценками окружающих. А как же в школе? Какие в школе оценки?

— Когда я отвечаю, то смотрю на учителя и …на своего соседа, Волчонка, — призналась Белочка. — Если всё правильно, то они утвердительно качают головой.

— Но Волчонок иногда ошибается, ведь он тоже учится, поэтому смотри лучше на учителя, — посоветовал Медвежонок.

— А я как услышу такие слова, как «хорошо», «молодец» от учителя, так понимаю, что справился с заданием, — рассказал о себе Волчонок.

— За весь урок учителю необходимо показать своё отношение к успехам и неудачам каждого ученика. Отметка подтверждает данное отношение, как результат усвоенных знаний и умений. — Объяснял Ёж. — Отметку часто называют оценкой успеваемости, потому что она помогает ученику, учителю и родителям оценить школьную успеваемость. Это как специальные школьные сигналы.

— Как у моряков или военных? — заинтересовался Зайчонок.

— Наверное, что-то общее есть, – согласился учитель. — Если «пятёрка» – всё прекрасно, так держать. Если «четвёрка» – хорошо, но можешь ещё лучше. «Тройка» — пора срочно браться за дело, изучать, стараться понимать. А «двойка» – это сигнал бедствия, трудись сам и обращайся за помощью.

— А единица? – поинтересовалась Белочка.

— Сидим на мели, кораблю нужен буксир!!! – пошутил Лисёнок.

Ученики дружно рассмеялись. А учитель, улыбаясь, продолжал:

— Вы прекрасно поняли, что такое отметка! Я надеюсь, каждый из вас будет стремиться получать «четвёрки» и «пятёрки»!

— А в неудачах обращаться за помощью к учителю и к товарищам? — спросил Зайчонок.

— Конечно, и ещё в неудачах помнить о том, что мы учимся, где главное – старание, и всё обязательно получится!

 

ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ СКАЗКА. ЛЕНИВЕЦ

В Лесной школе все ученики добросовестно относились к заданиям. Медвежонок сначала тоже старался, но стал уставать, появлялось равнодушие и лень. Всё больше его близкие находили нежившимся на мягком диванчике. Маму Медвежонка это сильно беспокоило:

— До зимней спячки ещё далеко, а ты, сынок, уже выглядишь сонным и вялым? – не понимала она.

— Я решил зря силы не тратить! – ответил ей Медвежонок.

— Учиться, узнавать новое очень полезно для каждого, и ты это знаешь, сынок! – ласково произнесла Медведица.

— Не хочу больше учиться! Надоело мне! – проворчал Медвежонок.

— Я думал, что это легко быть школьником. Что всё будет получаться само собой, а оказывается надо трудиться. Не хочу!!!

— Конечно, иногда хочется быстрых результатов. – Вздохнула мама. – Но ведь хорошо быстро не бывает!

— Ну и пусть! Тогда я буду лежать целыми днями! – воскликнул Медвежонок и отвернулся к стене, чтобы не видеть расстроенной Медведицы.

— Любой ребёнок или взрослый испытывал чувство усталости, но хороший отдых на воздухе, сон помогает справиться с этой проблемой и вернуться к работе. А если ты будешь лежать целыми днями, то превратишься в Ленивца.

— Что это такое? — поинтересовался Медвежонок.

— Не что, а кто? Это зверёк, наверное, родственник обезьянки. А может, он и был когда-то обезьянкой давным-давно, пока с ним не произошла одна история. Так же как ты он почувствовал однажды сильную усталость от работы и объявил всему лесу о том, что он отказывается трудиться, а желает только лениться. Целыми днями напролёт Ленивец висел на дереве вниз спиной, потому что подняться или перевернуться ему лень. Насекомые поселились в его шерсти, а он даже не шевелился, когда его покусывали. «Лень!» – думал он. Конечно же, Ленивец не умывался, не расчёсывал шёрстку и не  чистил зубы. Из-за этого он выглядел лохматым, грязным, с тёмными зубами и неприятным запахом. «Кому это нужно быть чистым и опрятным? Лень!» — продолжал так думать Ленивец. Обезьянки  прыгали рядом, наслаждаясь сладкими бананами и вкусным кокосовым молочком. «Эй, Ленивец, поиграй с нами!» – кричали они ему. Но Ленивец молча наблюдал за своими подружками и медленно пожёвывал листья с дерева, на котором он висел. «Даже есть лень!» — удивлялся сам себе Ленивец.  Жизнь протекала стороной. Много интересного происходило рядом. Однако Ленивец продолжал неподвижно висеть на дереве, ему и думать лень. Вот и сейчас есть такой Ленивец в далёких лесах Америки, как яркий пример самого ленивого существа на свете. Ну что, сынок, ты хотел бы быть похожим на такого Ленивца? — закончила свой рассказ Медведица.

— Нет, не хочу! – твёрдо произнёс Медвежонок. – Но можно я хоть отдохну-то немножко?

— Конечно, можно! Отдохни часок, а потом вновь за работу!

— Хорошо, мама! Я так и сделаю! – ответил Медвежонок.

 

ПЯТНАДЦАТАЯ СКАЗКА. СПИСЫВАНИЕ

Медвежонок пришёл в школу в спокойном настроении, готовый к новым испытаниям. На уроке Учитель дал всем задание придумать рассказ о своих лесных приключениях. Ученики взялись за дело.  Медвежонок вспомнил о том, как он познакомился с дикими пчёлами и решил описать это в своём рассказе. Лисёнок описывал лесное озеро с чудесными цветами и свои ощущения от прохладного купания в нём. Волчонок вспоминал, как он собирал ягоды для компота, а по дороге всё сам и скушал. Белочка тихо хихикала, вспоминая свой первый поход за грибами, как она набрала одних мухоморов. А Зайчонок не смог ничего вспомнить и придумать, хотя старался изо всех сил. Все ученики уже заканчивали свою работу, только у Зайчика была чистая тетрадка.

— Я тоже хочу получить хорошую оценку за рассказ, но сегодня совсем не думается. Можно, Медвежонок, я спишу твой рассказ, будто бы мы вместе за мёдом ходили. — Обратился Зайчонок к своему соседу.

— Ладно, списывай. – Разрешил Медвежонок. – А на другом уроке я у тебя списывать буду.

— Договорились! – обрадовался Зайчонок. – И быстро переписал всю историю медвежонка в свою тетрадочку.

— Прошу всех сдать тетради, – попросил Учитель.

Ученики стали передавать тетрадочки дежурным.

— Отдохните на перемене, а я проверю ваши сочинения, — предложил Ёж.

Ребята весёлой толпой выходили из класса, рассказывая, друг другу свою историю. Когда прозвенел звонок на урок, ученики с нетерпением ждали результатов.

— Ваши сочинения показали мне, что вы многому научились. Каждый из вас понятно и грамотно выражал свои мысли, ошибок почти нет. Поэтому оценки у всех хорошие «четвёрки» и «пятёрки». Молодцы, ребята! – с гордостью произнёс Учитель.

Ребята радостные рассматривали свои тетрадочки, изучали оценки.

— А у нас с Медвежонком странная какая-то отметка поставлена, и что она означает, мы не знаем, – обратился Зайчонок к Ежу.

— Да какая-то дробь получается: Четыре вторых или четыре разделить на два. Что это? По двойке нам с Зайцем? Да? – удивлялся Медвежонок.

— Не совсем, — ответил Учитель. – Вам за одну работу поставлена одна отметка, а так как она в двух тетрадях одинаковая, то значит «четвёрка» на двоих.

— Но так ведь не бывает? Нет таких отметок! – возмутился Зайчонок.

— Конечно, как нет одинаковых сочинений. Даже если бы вы вместе ходили за мёдом, то одно бы событие описывали по-разному, мысли и чувства отличались бы в ваших историях. — Объяснял Ёж.

— А что же нам теперь делать? – спрашивали расстроенные Зайчонок и Медвежонок.

— Кто-то из вас постарался, а кто-то пользовался трудом друга. Поэтому я предлагаю лодырю потрудиться по-настоящему, чтобы получить заслуженную оценку. – Спокойно предложил Учитель.

— Я не лодырь, — обиделся Зайчонок. – Просто мне сегодня трудно думается, вот я и попросил Медвежонка помочь.

— Разве это помощь? – возмутились ученики.

— Это медвежья услуга! – воскликнула Белочка. — Тебе Заяц, от такой услуги будет вред один, ведь ты так и не научишься сочинения писать.

— А мне Медвежонка жалко. — Тихо произнёс Лисёнок. — Он старался, сочинял, а ему попало.

— Не надо было Зайчонку такую услугу оказывать! – крикнул Волчонок.

— Давайте сейчас перестанем спорить и дадим возможность виновникам исправить положение вещей. – Предложил Учитель.

— Если Зайчонок принесёт завтра новое сочинение, то Медвежонок получит свою законную «четвёрку».

— Я всё понял. – Согласился Зайчонок.

— И я понял… — произнёс Медвежонок.

— Я думаю, многие из вас сегодня поняли, что списывание приносит больше вреда, чем пользы! — подвёл итог Учитель.

— Да, вот оказывается, какая бывает медвежья услуга… — прошептал Волчонок.

— Ну что же теперь, так и будете меня вспоминать? – спросил обиженный Медвежонок. – Я ведь как лучше хотел!

— Медвежонок, мы очень любим тебя! Ты, действительно, умеешь помогать! – успокаивала Белочка. – Но неудачную помощь мы будем называть «медвежьей услугой», ладно, без обид?

— Ладно… — проворчал Медвежонок, почёсывая лапой свой затылок.

 

ШЕСТНАДЦАТАЯ СКАЗКА. ПОДСКАЗКА

Быстро пробегали дни, наши ученики взрослели, учились писать и считать, учились исправлять не только свои школьные ошибки, но так же ошибки в поведении. Бывало, что, наблюдая за ошибками своих друзей, изменялось убеждение, появлялся новый жизненный опыт. За окном ветер срывал последнюю листву, первые пушистые снежинки кружились над оголённым лесом. В классе было тепло и тихо.  Ученики рассматривали гербарий из сухих листьев кустарников, повторяли их названия. Взгляд Волчонка остановился на большущей снежинке, которая прилипла к стеклу, сопротивляясь порывистому  ветру. Но снежинка не хотела улетать, напротив, к ней прилипали её подружки, собираясь в настоящий, снежный ком на стекле. Это зрелище завораживало Волчонка своим волшебством, и конечно он не сразу услышал вопрос Учителя, а почувствовал, что Белочка толкает его в бок. Поднявшись, он растерялся, не зная, что же надо делать.

— Мы сейчас познакомились с новым видом кустарника, который не встретишь в нашем лесу, но часто его сажают в парках, как «живую изгородь». – Обратился к Волчонку Учитель. – Мне бы хотелось, что бы ты, Волчонок, ещё раз всем нам произнёс его название.

Волчонку стало почему-то очень жарко, он пытался вспомнить известные ему названия кустарников, однако «живую изгородь» он ещё не встречал. В классе возникла пауза, Волчонку она показалась вечностью. Молящим взглядом он обратился к соседке. Белочка тихим шёпотом произнесла: «Барбарис».

— Борис! — Громко и уверенно ответил Волчонок.

Все ученики громко засмеялись.

— Тихо, тихо, ребята, сейчас он вспомнит! – успокаивал Ёж.

Волчонок напряг все свои слуховые способности, чтобы разобрать название и вновь с мольбой во взгляде посмотрел на Белочку. Она тихо повторила: «Барбарис».

— Барбара. – Уже менее уверенно сказал Волчонок.

Грохот смеха раздался после слов Волчонка. Некоторые ученики даже утирали слёзы от смеха. У Волчонка тоже появились слёзы, но не от радости.

— Борис и Барбара – это имена. А название кустарника «Барбарис».

— Серьёзно начал свою речь Учитель, чтобы помочь Волчонку в затруднительном положении и успокоить класс. — На этом кустарнике растут плоды, из которых можно варить варенье. Какое ты любишь варенье, Волчонок?

— Земляничное… — с трудом произнёс Волчонок.

— А я вишнёвое люблю варенье! – воскликнула Белочка.

— Почему же ты, Волчонок сейчас не просил подсказки у Белочки? – улыбаясь, спросил Ёж.

— Любимое варенье я и сам знаю, – грустно ответил Волчонок.

— Если кто-то забыл, отвлёкся, не услышал, пусть он прямо об этом говорит. С подсказкой бывают самые смешные и неприятные для учеников истории. – Обратился Учитель ко всему классу. – Расскажи, Волчонок, как ты себя чувствовал в этой ситуации?

— Так плохо, что и вспоминать не хочется, мне казалось, что я проваливаюсь сквозь пол, или раскалываюсь, как чайник от перегрева. – Поделился своими переживаниями Волчонок.

— О чём же ты думал, что не слышал объяснения и названия? – поинтересовался Ёж.

— Я рассматривал снежинку на стекле, и сочинял про неё сказку. Как однажды путешествовала смелая снежинка и заглядывала в окна. Ей было любопытно, что происходит в домах. Когда она находила, что-то интересное, то созывала своих подруг. Вместе с подружками они беседовали, делились впечатлениями, отдыхали перед новой дорогой.

Волчонок заметил, что все его товарищи с огромным вниманием слушали сказку, мечтательно засмотревшись на снежинку.

— Вот, об этом я и думал. – Ответил Волчонок.

— А сейчас, когда ты рассказывал, какое чувство было у тебя? – продолжал спрашивать Учитель.

— Мне было приятно, что я свободно рассказываю о своих мыслях, и что весь класс понимает и внимательно слушает меня. – Сказал повеселевший Волчонок.

— Ты ещё раз подтвердил, что можно обойтись и без подсказки. – Отметил Ёж. — А сказка у тебя получилась очень романтичная. И про отдых надо подумать не только снежинкам, но и нам. Наступает время каникул. Они не такие длинные, как летние, но всё же почти две недели.

— Конечно, летние каникулы целых три месяца. – Подтвердила Белочка.

— А есть ещё зимние и весенние, но они тоже короткие. – Вспомнил слова папы Лисёнок.

— Важна не длина каникул, а как мы их проведём, чтобы как следует отдохнуть. – Высказал своё мнение Медвежонок.

— На каникулах вы сможете играть, высыпаться, встречаться с гостями и многое другое. А потом вновь в школу, к новым дорогам и к новым знаниям.

Этими словами Учителя и закончилась первая четверть наших первоклассников.

 

Комментарий автора:

«Предлагаемые сказки включили в основной материал по школьной адаптации. Поэтому их лучше использовать в первой четверти, два раза в неделю. Эти сказки – позитивные модели для детей и взрослых. Некоторая идеализация образа учителя соответствует возрастным требованиям и особенностям личности старшего дошкольника и младшего школьника. После этих сказок  повышается учебная мотивация, понижается тревога, дети хотят учиться в школе, справляться со своими трудностями.»

Марина Александровна Панфилова.