«В период адаптации к школе у детей наблюдаются сложности в отношениях к урокам, к домашним заданиям, к оценкам. Для одних учеников оценки являются очень мощным стимулом, а для других это серьёзное препятствие к раскрытию своих возможностей, причина школьных страхов. Адекватное отношение к результатам позволяет понять детям логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а также вероятность и возможность при желании их улучшать, исправлять, то решение проблем, преодоление трудностей для них будет привычным делом. Вера в свои силы, стремление к успеху, оптимизм будут верными спутниками в течение всей их жизни.»
Автор книги «Лесная школа. Коррекционные сказки»,
Марина Александровна Панфилова.
После дня рождения трудно было Волчонку сосредоточиться на домашнем задании. Ему вспоминались игры, музыка и смех, но только не школа, не математика. Однако он ещё помнил слова учителя о проверке решения задач. И Волчонок с неохотой достал учебник, и несколько раз перечитал условие задачи.
— Ничего не понимаю! – крикнул он в отчаянье и закрыл книгу.
— Что случилось? – поинтересовался его папа, оторвавшись от чтения «Лесной газеты».
— Такие трудные задачки напридумывали, что в них никто не разберётся! – продолжал возмущаться Волчонок.
— Ну-ка, покажи, что там у тебя за трудная задачка? – заинтересовался папа-Волк.
— Вот, смотри! – ответил обрадованный Волчонок, быстро избавляясь от наскучившего задания.
— Так, так, так… — поразмыслил немного отец и быстро написал решение задачки.
— Ух, ты! – воскликнул сынишка, — Ты, папочка, так быстро решаешь?!
Отец важно и гордо отдал учебник и решённую задачку Волчонку, а сам продолжил чтение газеты. Волчонок принялся выполнять следующее домашнее задание. Но никак не мог сосредоточиться,
постоянно мысли убегали куда-то, голова казалась пустой как барабан.
— Ох, что же мне делать? – мучался ученик. – Пойду опять к папе.
— Что, опять не получается? – спросил отец, посмотрев на сынишку с опущенной головой и виноватыми глазами.
— Угу, — пробурчал Волчонок.
— Ну, хорошо, давай посмотрю. – И задача вновь была им решена.
— Папочка, спасибо, ты так меня выручил! – прыгал счастливый Волчонок вокруг отца, — можно я пойду играть?
— Собери портфель для завтрашнего дня и можешь идти.
— Хорошо! Я соберу мигом! – И через несколько минут Волчонок будто на крыльях вылетел из дома.
На следующий день перед уроком ребята сравнивали ответы в задачках. Волчонок с гордостью показывал всем свою домашнюю работу.
Учитель-Ёж проверил решение домашних задач и похвалил Волчонка за сообразительность. Волчонку было приятно и почему-то немного стыдно.
— А сейчас мы решим такие задачки вместе, и Волчонок нам поможет. – Сказал учитель, пригласив Волчонка к доске.
Волчонок почувствовал страх, ведь он один знал, что с этими задачками ему не справиться, он даже не помнил папино решение.
— Я не знаю, как решать… — прошептал Волчонок.
— Но ведь ты справился с домашними задачами, значит, справишься и сейчас. – Приободрял ученика Ёж.
— Мне папа помогал, он мне всё решил, — признался Волчонок.
— Значит, всё домашнее задание выполнял твой отец? – Удивился учитель.
— Да… — почти беззвучно прозвучал ответ.
— Передай своему папе, что он прекрасно разбирается в математических задачках. Но если он будет решать за тебя, то его сын так и останется не грамотным. Ребята, кому задают домашнее задание?
— Ученикам, чтобы научиться самостоятельно мыслить и закреплять знания. — Уверенно произнёс Медвежонок.
— Верно! И такая помощь родителей мешает развиваться их ребёнку. — продолжал учитель.
— Я хотел, чтобы меня похвалили, — грустно объяснял Волчонок.
— А тебе было приятно от такой похвалы? Ведь трудился-то не ты, а твой папа.
— Да мне было немного приятно и стыдно. — Вспоминал свои чувства Волчонок. — А когда меня пригласили к доске, стало очень страшно.
— Это могло произойти с любым из наших учеников. И твоя ошибка помогла нам всем понять, что радостные чувства, чувства удовлетворения мы получаем от собственного труда, от своих побед. В школе учатся, иногда это бывает трудно, но важно, чтобы каждый ученик смог справляться со своими трудностями.
— А если мы не сможем выполнить домашнее задание, то в школу можно приходить с не выученными уроками? – поинтересовалась Белочка.
— Если вы долго думали, но не смогли решить задачу, тогда перед уроком желательно рассказать об этом мне. – предложил учитель. – И мы вместе постараемся понять и всё исправить.
— А вдруг я никогда не смогу научиться решать задачи, постоянно буду приходить с не выученными уроками? – волновался Волчонок.
— Тогда на уроке или после уроков мы с ребятами будем стараться объяснить тебе, чтобы ты всё понял. Когда ученик старается ему необходимо помочь. А если он ленится, не хочет трудиться, то помогать ему вряд ли кто захочет.
Волчонок опустил глаза и твёрдо сказал:
— Я буду стараться!
— Вот и замечательно! Продолжим урок, Медвежонок помогает нам решать задачу. Если ты справишься Медвежонок, то получишь «пятёрку». Эта самая лучшая отметка в школе. Но об отметках и оценках на следующем уроке.
Учитель на перемене раздал дневники ученикам. У Медвежонка, на против урока математики красовалась «пятёрка». Все ученики с удивлением её рассматривали.
— Цифра, как цифра, что в ней такого? – не понимал Лисёнок.
— Есть в ней какая-то притягательная сила. Смотрю и восхищаюсь! — любовался Медвежонок.
— Это потому что тебе за хороший ответ поставили, поэтому ты и радуешься! – рассуждал Зайчонок.
А Белочка добавила:
— Теперь все будут знать, какой ты у нас умный. Вот твоя мама обрадуется! Я бы то же хотела бы получить «пятёрку».
— Обязательно получишь! — с уверенностью произнёс учитель-Ёж.
— А сейчас поиграем в игру «Хорошо и плохо».
— Это опять о поведении, что ли говорить будем? — поинтересовался Волчонок.
— Нет, не о поведении, вернее не только о поведении. – Продолжал учитель. – В игре каждый из вас покажет своё отношение к тому, что я назову. Показывать будем мимикой, то есть выражением своего лица. Если вы хорошо к этому относитесь, то и на лице у вас будет радостная улыбка. А если плохо, тогда хмуро сдвинуты брови.
— А если мне всё равно, и я никак не отношусь? – спросил Лисёнок.
— Тогда твоё лицо будет без выражений, равнодушное, – пояснил учитель. — Приготовились?
Ёж по очереди называл занятия, пищу, увлечения, игрушки, а ученики своей мимикой отражали отношение к этому.
— Ребята, вы заметили какие мы все разные, и у нас бывают разные оценки, но бывают и одинаковые. То, что вы делали сейчас в игре можно назвать оценкой. Ведь каждый из вас продумывал,
ощущал и анализировал. Вы оценивали всё, что я называл, используя свой личный опыт.
— Да, я очень люблю есть морковку и яблочко, поэтому я мимикой показал своё положительное отношение к этому, – улыбаясь, вспоминал Зайчонок.
— А я хотел сначала показать своё хорошее отношение к такому занятию, как кричать, но потом вспомнил, что меня за это мама поругала, и передумал. – Поделился своими мыслями Волчонок.
— А я думаю, что наши родители с помощью своих оценок помогают нам понять, что хорошо и что плохо. – Сделал вывод Зайчонок.
— Да, я как посмотрю на маму, так сразу понимаю по её мимике, правильно я делаю или нет, – сказал Медвежонок.
— А я когда был маленький, — вспоминал Лисёнок, — иногда баловался и папа мне жестами показывал, чтобы я перестал. Значит, оценивать можно и жестами.
— Ой, а моя мама, — продолжала разговор Белочка, — Своё отношение к моим поступкам выражает голосом, то есть интонацией. Она позовёт меня по имени и я сразу понимаю, сердится моя мама или радуется.
— Это действительно так. Вы сами, ваши родители отражают своё отношение мимикой, жестами, интонацией и ещё словами. — Подтвердил учитель. — Так мы понимаем друг друга. И когда учатся чему-то новому, чтобы идти правильным путём, наблюдают за оценками окружающих. А как же в школе? Какие в школе оценки?
— Когда я отвечаю, то смотрю на учителя и …на своего соседа, Волчонка, — призналась Белочка. — Если всё правильно, то они утвердительно качают головой.
— Но Волчонок иногда ошибается, ведь он тоже учится, поэтому смотри лучше на учителя, — посоветовал Медвежонок.
— А я как услышу такие слова, как «хорошо», «молодец» от учителя, так понимаю, что справился с заданием, — рассказал о себе Волчонок.
— За весь урок учителю необходимо показать своё отношение к успехам и неудачам каждого ученика. Отметка подтверждает данное отношение, как результат усвоенных знаний и умений. — Объяснял Ёж. — Отметку часто называют оценкой успеваемости, потому что она помогает ученику, учителю и родителям оценить школьную успеваемость. Это как специальные школьные сигналы.
— Как у моряков или военных? — заинтересовался Зайчонок.
— Наверное, что-то общее есть, – согласился учитель. — Если «пятёрка» – всё прекрасно, так держать. Если «четвёрка» – хорошо, но можешь ещё лучше. «Тройка» — пора срочно браться за дело, изучать, стараться понимать. А «двойка» – это сигнал бедствия, трудись сам и обращайся за помощью.
— А единица? – поинтересовалась Белочка.
— Сидим на мели, кораблю нужен буксир!!! – пошутил Лисёнок.
Ученики дружно рассмеялись. А учитель, улыбаясь, продолжал:
— Вы прекрасно поняли, что такое отметка! Я надеюсь, каждый из вас будет стремиться получать «четвёрки» и «пятёрки»!
— А в неудачах обращаться за помощью к учителю и к товарищам? — спросил Зайчонок.
— Конечно, и ещё в неудачах помнить о том, что мы учимся, где главное – старание, и всё обязательно получится!
В Лесной школе все ученики добросовестно относились к заданиям. Медвежонок сначала тоже старался, но стал уставать, появлялось равнодушие и лень. Всё больше его близкие находили нежившимся на мягком диванчике. Маму Медвежонка это сильно беспокоило:
— До зимней спячки ещё далеко, а ты, сынок, уже выглядишь сонным и вялым? – не понимала она.
— Я решил зря силы не тратить! – ответил ей Медвежонок.
— Учиться, узнавать новое очень полезно для каждого, и ты это знаешь, сынок! – ласково произнесла Медведица.
— Не хочу больше учиться! Надоело мне! – проворчал Медвежонок.
— Я думал, что это легко быть школьником. Что всё будет получаться само собой, а оказывается надо трудиться. Не хочу!!!
— Конечно, иногда хочется быстрых результатов. – Вздохнула мама. – Но ведь хорошо быстро не бывает!
— Ну и пусть! Тогда я буду лежать целыми днями! – воскликнул Медвежонок и отвернулся к стене, чтобы не видеть расстроенной Медведицы.
— Любой ребёнок или взрослый испытывал чувство усталости, но хороший отдых на воздухе, сон помогает справиться с этой проблемой и вернуться к работе. А если ты будешь лежать целыми днями, то превратишься в Ленивца.
— Что это такое? — поинтересовался Медвежонок.
— Не что, а кто? Это зверёк, наверное, родственник обезьянки. А может, он и был когда-то обезьянкой давным-давно, пока с ним не произошла одна история. Так же как ты он почувствовал однажды сильную усталость от работы и объявил всему лесу о том, что он отказывается трудиться, а желает только лениться. Целыми днями напролёт Ленивец висел на дереве вниз спиной, потому что подняться или перевернуться ему лень. Насекомые поселились в его шерсти, а он даже не шевелился, когда его покусывали. «Лень!» – думал он. Конечно же, Ленивец не умывался, не расчёсывал шёрстку и не чистил зубы. Из-за этого он выглядел лохматым, грязным, с тёмными зубами и неприятным запахом. «Кому это нужно быть чистым и опрятным? Лень!» — продолжал так думать Ленивец. Обезьянки прыгали рядом, наслаждаясь сладкими бананами и вкусным кокосовым молочком. «Эй, Ленивец, поиграй с нами!» – кричали они ему. Но Ленивец молча наблюдал за своими подружками и медленно пожёвывал листья с дерева, на котором он висел. «Даже есть лень!» — удивлялся сам себе Ленивец. Жизнь протекала стороной. Много интересного происходило рядом. Однако Ленивец продолжал неподвижно висеть на дереве, ему и думать лень. Вот и сейчас есть такой Ленивец в далёких лесах Америки, как яркий пример самого ленивого существа на свете. Ну что, сынок, ты хотел бы быть похожим на такого Ленивца? — закончила свой рассказ Медведица.
— Нет, не хочу! – твёрдо произнёс Медвежонок. – Но можно я хоть отдохну-то немножко?
— Конечно, можно! Отдохни часок, а потом вновь за работу!
— Хорошо, мама! Я так и сделаю! – ответил Медвежонок.
Медвежонок пришёл в школу в спокойном настроении, готовый к новым испытаниям. На уроке Учитель дал всем задание придумать рассказ о своих лесных приключениях. Ученики взялись за дело. Медвежонок вспомнил о том, как он познакомился с дикими пчёлами и решил описать это в своём рассказе. Лисёнок описывал лесное озеро с чудесными цветами и свои ощущения от прохладного купания в нём. Волчонок вспоминал, как он собирал ягоды для компота, а по дороге всё сам и скушал. Белочка тихо хихикала, вспоминая свой первый поход за грибами, как она набрала одних мухоморов. А Зайчонок не смог ничего вспомнить и придумать, хотя старался изо всех сил. Все ученики уже заканчивали свою работу, только у Зайчика была чистая тетрадка.
— Я тоже хочу получить хорошую оценку за рассказ, но сегодня совсем не думается. Можно, Медвежонок, я спишу твой рассказ, будто бы мы вместе за мёдом ходили. — Обратился Зайчонок к своему соседу.
— Ладно, списывай. – Разрешил Медвежонок. – А на другом уроке я у тебя списывать буду.
— Договорились! – обрадовался Зайчонок. – И быстро переписал всю историю медвежонка в свою тетрадочку.
— Прошу всех сдать тетради, – попросил Учитель.
Ученики стали передавать тетрадочки дежурным.
— Отдохните на перемене, а я проверю ваши сочинения, — предложил Ёж.
Ребята весёлой толпой выходили из класса, рассказывая, друг другу свою историю. Когда прозвенел звонок на урок, ученики с нетерпением ждали результатов.
— Ваши сочинения показали мне, что вы многому научились. Каждый из вас понятно и грамотно выражал свои мысли, ошибок почти нет. Поэтому оценки у всех хорошие «четвёрки» и «пятёрки». Молодцы, ребята! – с гордостью произнёс Учитель.
Ребята радостные рассматривали свои тетрадочки, изучали оценки.
— А у нас с Медвежонком странная какая-то отметка поставлена, и что она означает, мы не знаем, – обратился Зайчонок к Ежу.
— Да какая-то дробь получается: Четыре вторых или четыре разделить на два. Что это? По двойке нам с Зайцем? Да? – удивлялся Медвежонок.
— Не совсем, — ответил Учитель. – Вам за одну работу поставлена одна отметка, а так как она в двух тетрадях одинаковая, то значит «четвёрка» на двоих.
— Но так ведь не бывает? Нет таких отметок! – возмутился Зайчонок.
— Конечно, как нет одинаковых сочинений. Даже если бы вы вместе ходили за мёдом, то одно бы событие описывали по-разному, мысли и чувства отличались бы в ваших историях. — Объяснял Ёж.
— А что же нам теперь делать? – спрашивали расстроенные Зайчонок и Медвежонок.
— Кто-то из вас постарался, а кто-то пользовался трудом друга. Поэтому я предлагаю лодырю потрудиться по-настоящему, чтобы получить заслуженную оценку. – Спокойно предложил Учитель.
— Я не лодырь, — обиделся Зайчонок. – Просто мне сегодня трудно думается, вот я и попросил Медвежонка помочь.
— Разве это помощь? – возмутились ученики.
— Это медвежья услуга! – воскликнула Белочка. — Тебе Заяц, от такой услуги будет вред один, ведь ты так и не научишься сочинения писать.
— А мне Медвежонка жалко. — Тихо произнёс Лисёнок. — Он старался, сочинял, а ему попало.
— Не надо было Зайчонку такую услугу оказывать! – крикнул Волчонок.
— Давайте сейчас перестанем спорить и дадим возможность виновникам исправить положение вещей. – Предложил Учитель.
— Если Зайчонок принесёт завтра новое сочинение, то Медвежонок получит свою законную «четвёрку».
— Я всё понял. – Согласился Зайчонок.
— И я понял… — произнёс Медвежонок.
— Я думаю, многие из вас сегодня поняли, что списывание приносит больше вреда, чем пользы! — подвёл итог Учитель.
— Да, вот оказывается, какая бывает медвежья услуга… — прошептал Волчонок.
— Ну что же теперь, так и будете меня вспоминать? – спросил обиженный Медвежонок. – Я ведь как лучше хотел!
— Медвежонок, мы очень любим тебя! Ты, действительно, умеешь помогать! – успокаивала Белочка. – Но неудачную помощь мы будем называть «медвежьей услугой», ладно, без обид?
— Ладно… — проворчал Медвежонок, почёсывая лапой свой затылок.
Быстро пробегали дни, наши ученики взрослели, учились писать и считать, учились исправлять не только свои школьные ошибки, но так же ошибки в поведении. Бывало, что, наблюдая за ошибками своих друзей, изменялось убеждение, появлялся новый жизненный опыт. За окном ветер срывал последнюю листву, первые пушистые снежинки кружились над оголённым лесом. В классе было тепло и тихо. Ученики рассматривали гербарий из сухих листьев кустарников, повторяли их названия. Взгляд Волчонка остановился на большущей снежинке, которая прилипла к стеклу, сопротивляясь порывистому ветру. Но снежинка не хотела улетать, напротив, к ней прилипали её подружки, собираясь в настоящий, снежный ком на стекле. Это зрелище завораживало Волчонка своим волшебством, и конечно он не сразу услышал вопрос Учителя, а почувствовал, что Белочка толкает его в бок. Поднявшись, он растерялся, не зная, что же надо делать.
— Мы сейчас познакомились с новым видом кустарника, который не встретишь в нашем лесу, но часто его сажают в парках, как «живую изгородь». – Обратился к Волчонку Учитель. – Мне бы хотелось, что бы ты, Волчонок, ещё раз всем нам произнёс его название.
Волчонку стало почему-то очень жарко, он пытался вспомнить известные ему названия кустарников, однако «живую изгородь» он ещё не встречал. В классе возникла пауза, Волчонку она показалась вечностью. Молящим взглядом он обратился к соседке. Белочка тихим шёпотом произнесла: «Барбарис».
— Борис! — Громко и уверенно ответил Волчонок.
Все ученики громко засмеялись.
— Тихо, тихо, ребята, сейчас он вспомнит! – успокаивал Ёж.
Волчонок напряг все свои слуховые способности, чтобы разобрать название и вновь с мольбой во взгляде посмотрел на Белочку. Она тихо повторила: «Барбарис».
— Барбара. – Уже менее уверенно сказал Волчонок.
Грохот смеха раздался после слов Волчонка. Некоторые ученики даже утирали слёзы от смеха. У Волчонка тоже появились слёзы, но не от радости.
— Борис и Барбара – это имена. А название кустарника «Барбарис».
— Серьёзно начал свою речь Учитель, чтобы помочь Волчонку в затруднительном положении и успокоить класс. — На этом кустарнике растут плоды, из которых можно варить варенье. Какое ты любишь варенье, Волчонок?
— Земляничное… — с трудом произнёс Волчонок.
— А я вишнёвое люблю варенье! – воскликнула Белочка.
— Почему же ты, Волчонок сейчас не просил подсказки у Белочки? – улыбаясь, спросил Ёж.
— Любимое варенье я и сам знаю, – грустно ответил Волчонок.
— Если кто-то забыл, отвлёкся, не услышал, пусть он прямо об этом говорит. С подсказкой бывают самые смешные и неприятные для учеников истории. – Обратился Учитель ко всему классу. – Расскажи, Волчонок, как ты себя чувствовал в этой ситуации?
— Так плохо, что и вспоминать не хочется, мне казалось, что я проваливаюсь сквозь пол, или раскалываюсь, как чайник от перегрева. – Поделился своими переживаниями Волчонок.
— О чём же ты думал, что не слышал объяснения и названия? – поинтересовался Ёж.
— Я рассматривал снежинку на стекле, и сочинял про неё сказку. Как однажды путешествовала смелая снежинка и заглядывала в окна. Ей было любопытно, что происходит в домах. Когда она находила, что-то интересное, то созывала своих подруг. Вместе с подружками они беседовали, делились впечатлениями, отдыхали перед новой дорогой.
Волчонок заметил, что все его товарищи с огромным вниманием слушали сказку, мечтательно засмотревшись на снежинку.
— Вот, об этом я и думал. – Ответил Волчонок.
— А сейчас, когда ты рассказывал, какое чувство было у тебя? – продолжал спрашивать Учитель.
— Мне было приятно, что я свободно рассказываю о своих мыслях, и что весь класс понимает и внимательно слушает меня. – Сказал повеселевший Волчонок.
— Ты ещё раз подтвердил, что можно обойтись и без подсказки. – Отметил Ёж. — А сказка у тебя получилась очень романтичная. И про отдых надо подумать не только снежинкам, но и нам. Наступает время каникул. Они не такие длинные, как летние, но всё же почти две недели.
— Конечно, летние каникулы целых три месяца. – Подтвердила Белочка.
— А есть ещё зимние и весенние, но они тоже короткие. – Вспомнил слова папы Лисёнок.
— Важна не длина каникул, а как мы их проведём, чтобы как следует отдохнуть. – Высказал своё мнение Медвежонок.
— На каникулах вы сможете играть, высыпаться, встречаться с гостями и многое другое. А потом вновь в школу, к новым дорогам и к новым знаниям.
Этими словами Учителя и закончилась первая четверть наших первоклассников.
Комментарий автора:
«Предлагаемые сказки включили в основной материал по школьной адаптации. Поэтому их лучше использовать в первой четверти, два раза в неделю. Эти сказки – позитивные модели для детей и взрослых. Некоторая идеализация образа учителя соответствует возрастным требованиям и особенностям личности старшего дошкольника и младшего школьника. После этих сказок повышается учебная мотивация, понижается тревога, дети хотят учиться в школе, справляться со своими трудностями.»
Марина Александровна Панфилова.