Сказки о здоровье и о том как стать большим

«Первый класс для детей – это серьёзное испытание выносливости. Нагрузка на руку, сидячий образ жизни в школе, переутомление при выполнении домашних заданий порой приводят к соматическим  заболеваниям (сколиоз, головные боли, желудочно-кишечные расстройства и др.). А если ребёнок ограничивает своё пребывание на воздухе, капризен в питании и увлекается телевизионными  передачами или игрой в компьютер, то проблемы усталости, раздражительности можно сказать обеспечены. Разговор родителей, строгие убеждения педагогов мало эффективны. Предлагаем включать этот вопрос в сказкотерапию.»

Автор книги «Лесная школа. Коррекционные сказки»,
Марина Александровна Панфилова.

 

СЕМНАДЦАТАЯ СКАЗКА. РЕЖИМ. ТЕЛЕВИЗОР

Приближались холода. Всё меньше солнце появлялось на небе, гдето снег уже прикрыл землю, а ночи становились длинными и тёмными. Лес уснул до весны. Но в школе жизнь продолжалась. После каникул, вернувшись в класс, ребята долго не могли наговориться о своих впечатлениях. Особенно увлекательными были истории Лисёнка. Он с утра до ночи смотрел телевизор, и пересказывал друзьям фильмы и мультики.
— А мне мама не разрешает долго смотреть телевизор, — пожаловалась Белочка.

— Да и мне не разрешает, — ответил Лисёнок. — Но как только родители заняты каким-то делом или легли спать, я сразу же использую счастливый момент, включаю телевизор и смотрю.

— Почему же взрослые такими вредными бывают, не телевизор, не компьютер не разрешают? Жалко им что ли? — обиженно спросил Зайчонок.

— Конечно, жалко! — вмешался в разговор Учитель-Ёж. — Только не телевизор или компьютер, а своих любимых детей. Они хотят, чтобы вы, ребята, росли крепкими и здоровыми. Учёба отнимает много сил, поэтому дополнительные нагрузки ещё больше принесут вреда здоровью. Полезнее будет бегать, играть на свежем воздухе, полноценно питаться и своевременно ложиться спать.

— Но ведь нельзя же детей от любимых занятий во время отдыха отрывать? — возмутился Волчонок.

— Это обманный отдых! Если занятия, хоть и любимые, ухудшают зрение и память, способствуют усталости, перевозбуждают, то зачем они нужны дорогому сыночку или доченьке? – продолжал Учитель-Ёж.

— Но у меня прекрасная память, я все телепередачки наизусть помню, — похвастался Лисёнок.

— Да, это точно, он так здорово их нам рассказывал, — подтвердил Волчонок.

— Всё яркое, удивительное запоминается легко, вытесняя нужные, но не совсем интересные события или знания, — объяснял Учитель. — Вот попробуй, вспомни сейчас таблицу умножения?

— Всю? — удивился Лисёнок. — Но я помню самые лёгкие примеры, а сложные, наверное, все за каникулы позабыли.

— Но почему же? Я помню! — возразила Белочка. — И протараторила таблицу в один миг.

— И мы тоже помним! — ответили Волчонок и Зайчонок.

— Правильно! — продолжал Учитель. — Потому что вы, как следует отдыхали, и в вашу память телепередачи не поселились.

— Но зато они интереснее, чем таблица, — проворчал Лисёнок. — А отдыхать мне не нужно, я и так хорошо смогу учиться.

— Вот и Поющий Цветок тоже так думал, а получилось совсем по-другому, — вспомнил Учитель.

— Вы расскажите, нам историю о нём? — попросили ученики и устроились по-удобнее…

— В одном доме жил-был Поющий Цветок. Вообще—то это комнатное растение, с длинным зелёным стеблем и листьями, похожими на гладкие, атласные ленты. Но раз в год, в начале лета у него появлялись чудесные цветы, которые напоминали крупные золотистые колокольчики.

Они мелодично звенели, когда цветок поливали или рыхлили его землю. Но самое удивительное было пение этих колокольчиков на закате летнего дня. Все растения и птицы замирали в эти минуты и восхищались волшебными звуками. Но эта песня отнимала много сил у Поющего Цветка, ему требовался отдых. Цветок ставили в тёмное место, чтобы листья замедляли свой рост и не вытягивали бы из клубня питательные вещества. Затем его подкармливали, удобряли, и на следующий год он продолжал радовать всех своим пением. Но однажды Поющий Цветок очень загордился собой: «Я могу своим пением покорять весь мир!» «Как же ты будешь покорять, если большую половину своей жизни ты спишь?» — возразил ему воробей, который ловко примостился на подоконнике. «А я не буду спать! Буду петь круглый год!» — ответил Поющий Цветок. Так он и сделал. Перелётные птицы улетали в тёплые края, деревья сбрасывали листву, все готовились к отдыху. Но цветок продолжал петь, правда, меньше радости звучало в его мелодиях, меньше волшебства. Может быть, потому что против всех законов природы Поющий Цветок отказывал себе в отдыхе? Скоро изменились его колокольчики, они стали бледные и вялые. А песня исчезла совсем.

«Что же ты не поёшь?» – спросил его всё тот же воробей.

«Не могу, не получается», — грустно отвечал цветок.

«Конечно! — произнёс воробей. — Ведь ты потратил все силы, а новые не накопил. Нам воробьям, как всему живому, тоже нужно накапливать силы, а не только их тратить.

Поэтому мы кушаем разнообразную пищу, спим нужное количество времени, дышим свежим воздухом. А иначе крылышки слабеют, глазки тускнеют, да и заболеть ведь так не долго».

«По-моему, я уже заболел, голоса совсем нет. Что же теперь мне делать?» — спросил приунывший цветок.

«Теперь уж лечиться, а затем отдыхать, чтобы следующим летом ты смог нас вновь радовать волшебным пением своих колокольчиков», — посоветовал Поющему Цветку воробей.

— Грустная история, — заметила Белочка.

— Но я думаю, что потом всё хорошо закончилось, — приободрил учеников Ёж. — И Поющий цветок и сегодня в летние вечера поёт где-то далеко отсюда.

— Так, с отдыхом всё понятно, а как же мне успеть всё, что я хочу и, что нужно мне сделать? – спросил растерявшийся Лисёнок.

— Для этого многие школьники вводят режим дня. То есть расписание, примерное время своих дел, игр, занятий, еды, прогулки и сна. Вы ещё не пробовали этого сделать? — спросил Учитель.

— Нет!!! — ответили ребята.

— Тогда я предлагаю всем продумать режим дня вместе со своими родителями и завтра поделиться результатами, — предложил Учитель-Ёж.

 

ВОСЕМНАДЦАТАЯ СКАЗКА. БАБУШКИН ПОМОЩНИК

На следующий день, вернувшись в класс, ребята заметили новенького ученика, маленького Енота. Оказывается, добрая слава о Лесной школе быстро распространялась по всей округе. В скором времени обещали принять в школу и других желающих учиться. Учитель познакомил всех ребят с новеньким, просил быть с ним внимательными и добрыми. Как всегда со звонком начался урок.

— Как успехи с режимом дня, у всех получился? — напомнил домашнее задание Ёж.

Ученики по — очереди зачитывали свой вариант, объясняли его, иногда спорили друг с другом, настаивая на своём выборе.

— Интересно, а что думает наш новенький о режиме дня? — полюбопытствовала Белочка.

— Я думаю, что он очень полезен. У меня тоже есть свой режим дня и там есть время работы и отдыха, — ответил Енот.

— Работы? Какая же у тебя работа? — продолжала интересоваться Белочка. — Мы вот делаем дома уроки! А что делал ты?

— Я? — переспросил Енот. — Помогал бабушке по хозяйству. Мы, Еноты, очень любим чистоту, моя бабушка устаёт целыми днями убираться и стирать, вот я ей и помогал. Сейчас, конечно, труднее мне будет, ведь надо учиться, но бабушке я буду продолжать помогать, и это отмечу в режиме дня.

— А я не помогаю почему-то своей бабушке, — рассуждала Белочка.

— Наверное, потому, что она меня об этом не просила. Но зато я помогаю маме убирать мою комнату.

— Но ведь это твоя комната, ты себе и помогаешь! — засмеялся Зайчонок.

— А меня моя мама не просит помогать, а я сам предлагаю ей помощь, — вспомнил Лисёнок. — Я знаю, что ей приятно. Однажды я даже пирожки сам пёк, а потом мы с мамой книжку вместе читали.

— Да, ребята, оказывается, вам тоже есть чему поучиться у новенького ученика. Енот предложил нам тему, которую мы будем раскрывать в нашей газете, — объявил всем Учитель.

— В какой газете? — удивились ученики.

— Сейчас, на уроке рисования мы будем вместе оформлять, раскрашивать нашу «Школьную газету». Там будут темы: «Школьные новости», «Наши успехи», «Весёлые рассказы» и «Помощники». Мы выберем ответственных, и каждый месяц новый номер газеты расскажет нам удивительные истории.

— А можно я буду собирать весёлые школьные рассказы? — попросила Белочка.

— А я хочу отвечать за «Наши успехи»! — воскликнул Зайчонок.

— О «Школьных новостях», наверное, у меня получится рассказать, — предложил себя Лисёнок.

— А я буду «Помощников» изучать! — обрадовался Волчонок.

— Хорошо, только «Школьным новостям» нужен ещё один рассказчик, то есть корреспондент, — важно сказал Учитель. — Я предлагаю Енота в помощь Лисёнку. Вы не против? Так он быстрее со школой познакомится, да и Лисёнку поможет. Все с удовольствием согласились. Весь урок ученики старались сделать газету красивой, рисовали снежинки в этом номере, подписывали ярким цветом название тем. А содержание учитель предложил подготовить дома. Волчонок прибежал домой запыхавшийся. Когда он влетел в комнату, бабушка мыла пол, и даже ахнула от неожиданности:

— Что случилось? — спросила она внучка.

— Бабуля, быстро дай мне поесть, а то у меня нет времени! — скомандовал Волчонок.

Бабушка бросила мыть пол и поспешила разогревать обед.

— Ты чего спешишь, на пожар что ли? — пошутила она.

— Нет, не на пожар! — ответил Волчонок. — Я — ответственный корреспондент нашей школьный газеты, собираю материал о помощниках. Сейчас покушаю и побегу смотреть, как мои друзья бабушкам и мамам помогают.

— Интересно… — размышляла бабушка. — А к кому же ты сейчас побежишь?

— Сначала к Белочке, она меня уже в коридоре ждёт, а потом к Зайчонку и Лисёнку, — ответил с полным ртом Волчонок, заглатывая последний кусок.

Бабушка хотела что-то ещё сказать, но Волчонок бежал уже по коридору, к Белочке.

— А посуду помыть? — крикнула вдогонку Бабушка.

Что-то невнятное пробурчал Волчонок из коридора и хлопнул входной дверью. Бабушка оглядела грязную посуду, недомытый пол, поохала с огорчения и принялась наводить порядок. А тем временем наши «корреспонденты» работали с полной ответственностью к порученному делу.

 

ДЕВЯТНАДЦАТАЯ СКАЗКА. ПРИВИВКА

Утром самый первый в газете появился материал «Наши успехи». Зайчонок так подробно расписал свои математические победы, отметил, что Волчонок стал грамотно писать сочинения, а Белочка аккуратнее оформляет тетрадь. Следом за Зайчонком поспешил порадовать всех «Помощников» Волчонок. Он рассказывал, как наши ученики дома проявляют настоящую заботу к бабушкам и мамам. Ребята читали и гордились собой и друг другом. Но что это? Тема помощников продолжалась и Белочкой в весёлом рассказе «Лучший бабушкин помощник». Она по-доброму, но с комизмом описала ситуацию Волчонка, когда он забегал домой на обед. Ученики долго смеялись над такой «заботой» внучка. Волчонок тоже смеялся, он знал, что так лучше реагировать на шутки, хотя ему было немного грустно. «Как же я о своей бабушке-то не подумал?» — рассуждал он. Енот и Лисёнок познакомили всех с «Школьными новостями». В основном новости были хорошими, но одна заставила некоторых
учеников встревожиться.

—  Как это сегодня будут делать прививки от гриппа? Зачем? Мы и так здоровы! — забеспокоился Зайчонок.

—  Прививки делают только здоровым, для того, чтобы организм смог научиться сопротивляться этой болезни, — объяснил доктор Филин. Он был в белоснежном халате, в белой шапочке и с чемоданчиком в руке.

—  А это больно? — продолжал спрашивать Зайчонок.

—  Каждый по-разному относится к боли. Кому-то кажется, что и комар кусается больно, а кто-то на сильные ушибы не обращает внимание. Это зависит от чувствительности, —  по — научному отвечал на вопросы доктор и подготавливал шприц для укола.

—  А я не боюсь уколов! — храбро воскликнул Волчонок и приготовился это всем доказать. Ему очень хотелось загладить неприятное впечатление о себе перед друзьями. Он отвернулся, чтобы не видеть этого процесса, но к его удивлению укол был почти незаметным.

—  Ну, как? — спрашивал Лисёнок.

—  Я ничего не почувствовал, доктор Филин хорошо умеет делать уколы, — ответил Волчонок.

—  Следующий?! — улыбаясь, пригласил доктор.

Ученики один за другим подходили к Филину. Нельзя сказать, что им было приятно, но они понимали, что ради здоровья можно немного и потерпеть.

—  Все сделали прививку или кто-то остался? — уточнял доктор.

—  Я…Я…Я… остался, — простонал Зайчонок. — Я очень боюсь… Я, наверное, очень чувствительный?

Все ребята начали уговаривать Зайчонка, а он совсем вжался в комочек, стал стучать зубками и трясти коленками.

—  Если ты будешь так напрягаться, то укол действительно будет болезненным, расслабься, — попросил Зайчонка доктор.

—  Н…Н…Нне..Не могу! — еле выговорил Зайчонок.

—  Можно я попробую? — предложил помощь маленький Енот. — Я в школе совсем ещё недавно, и мне страшновато бывает на уроках, да и на переменах тоже. Моя мама даёт мне с собой «Храбрую
конфету». Она похожа на обыкновенный леденец, но в ней содержится средство от страха. Возьми её себе, зайчонок, она сейчас тебе нужнее, чем мне.

—  Спасибо… — произнёс Зайчонок и быстро положил конфету в ротик.

—  Досчитай до ста, чтобы она подействовала, и ты сможешь сделать прививку, — произнёс тихо Енот.

Заяц начал сосать «Храбрую конфету» и считать почему-то с закрытыми глазами. Затем подошёл к доктору и … Полная тишина возникла в этот миг, и все ученики с удивлением отметили, что у Зайца, действительно, прибавилось храбрости, ведь он смог сделать прививку, даже не охнув.

—  Ура «Храброй конфете»! Ура смелому Зайчонку! Ура маленькому Еноту? — кричали радостные ученики.

А доктор Филин загадочно улыбался, как будто много знал об этом волшебстве.

 

ДВАДЦАТАЯ СКАЗКА. БОЛЬНОЙ ДРУГ

Наступила настоящая зима. Морозы рисовали узоры на окнах, сугробами завалило всю школьную площадку, ученики в них сооружали крепости для игры, заливали горки и ледяные дорожки. На прогулке ребята здорово веселились. С блестящими глазами, полные сил ученики возвращались в класс, переодевались, просушивали свою обувь и одежду и принимались за уроки.

— Скоро у нас будет в школе праздник, — объявил Учитель-Ёж. — Мы будем встречать Новый Год!

— А чего его встречать, он, что дороги не знает? — удивилась Белочка.

— Конечно, знает, — улыбнулся Волчонок. — Это нам важно его заметить, не пропустить!

— Я слышал, что на празднике Дед Мороз со Снегурочкой приходят в гости, надо для них песни петь и стихи читать, — вспомнил Зайчонок.

— А можно какой-нибудь мультик сыграть, то есть сказку — спектакль, — предложил Лисёнок.

— Хорошо, вы как, следует, подумаете, а сейчас пусть каждый расскажет новогоднее стихотворение, — продолжил урок Учитель.

Ученики читали стихотворение с выражением, представляя себя уже на праздничном выступлении. Когда Лисёнок пошёл к учителю, чтобы прочитать стихотворение все ребята увидели, что он не успел
переодеться, и одежда от растаявшего снега была мокрой. Друзья, шептали ему об этом, но Лисёнок ничего не слышал, какой-то туман плыл перед глазами, а уши будто заложило ватой.

— По-моему, дружок, тебе сейчас надо к врачу, — заметил его состояние Учитель. — Что же ты не позаботился сам о себе.

Скорее лечись, чтобы к празднику быть здоровым. Волчонок проводил друга в кабинет доктора Филина. Когда он вернулся, то рассказал, как сердился Филин на Лисёнка за мокрую одежду, как прибежала встревоженная высокой температурой мама Лисёнка к своему сыночку. Всем было очень жалко больного друга.

— Что же он теперь все уроки пропустит что ли? — спросила Белочка Учителя. — И будет после болезни с трудом нас догонять в учёбе?

— Выходит, что так, — грустно ответил Ёж. — Но вы можете ему помочь.

— Как это? — удивился Волчонок.

— Узнавать его состояние, поддерживать своим вниманием. А когда ему станет полегче, проведайте его, передавайте домашние задания, — предложил Учитель.

— Конечно! — обрадовался Зайчонок. — И Медвежонка надо проведать, он уже давно в школу не ходит.

— У него зимняя спячка началась, — объясняла Белочка. — Но я ему все задания передавала. Его мама рассказывает, что между сном он их выполняет. Так что за него не волнуйтесь. К весне он будет в полном порядке.

— Почему же ты нам ничего не говорила? — спросили ребята.

— Мне казалось, что вы знаете, — растерялась Белочка.

— Вот видите, ребята, как важно интересоваться своими друзьями, — подтвердил Учитель-Ёж. — Каждый день она брала у меня задания для Медвежонка. Но больше никто кроме Белочки и не вспомнил о своём товарище. Ученики сидели, опустив голову, было стыдно, а некоторые представляли, что на месте забытого больного друга мог оказаться любой из них. Очень грустно болеть, да ещё быть без внимания своих товарищей.

— А давайте все вместе каждый день навещать Лисёнка и Медвежонка, — сказал Зайчонок.

— Я думаю, что всем вместе не стоит, когда болеют трудно принимать много гостей. А вот по-очереди и на небольшое время, чтобы забота была ненавязчивой, — объяснял Учитель.

— Хорошо, кто пойдёт к Лисёнку и Медвежонку завтра? — спросил Волчонок. — Будем делать график посещений.

Пока ученики составляли график, Ёж внимательно наблюдал за тем, как изменились его ученики, какими стали серьёзными и совсем большими. Благодаря заботам своих друзей Лисёнок вернулся после болезни, как раз к празднику. Праздничная Ёлка сверкала разноцветными огнями, звучала музыка, смех. Вместе с ребятами Лисёнок пел песни, танцевал и читал стихи. А когда Дед Мороз со Снегурочкой подарили вкусные подарки, Лисёнок не выдержал и закричал громче всех:

— Спасибо всем! Я так рад, что мы вместе!!!

Дружным хороводом вместе с Лисёнком ученики закружили вокруг ёлки. Всем было весело, даже сонный Медвежонок приободрился и поздравлял всех с Новым Годом!

— С Новым Годом!!! С Новым Годом!!! — раздавалось эхом по всему лесу.