Сказки о школьных конфликтах

«Эти сказки направлены на коррекционную работу с агрессивным поведением. По законам формирования коллектива проявление негативизма, конфликтных форм поведения часто наблюдается, как типичное переходная стадия в развитии группы. Особенно, отмечают учителя и психологи, это может активизироваться в весенние периоды, когда эмоциональная активность нарастает, а усталость накапливается. Однако с этим приходится встречаться и в другое время. Педагогическая тактичность, профессиональная осторожность особенно требуется в подобных вопросах. Сказки о животных, о героях из Лесной школы диссоциирует читателей от мира людей, поэтому с ними легче подойти к работе над обострившейся проблемой. В отличие от предыдущих сказок, здесь не прослеживается жёсткая взаимосвязь, то есть «конфликтные» сказки автономны. Их можно использовать отдельно друг от друга в момент нарастающей агрессии.»

Автор книги «Лесная школа. Коррекционные сказки»,
Марина Александровна Панфилова.

 

 

ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ СКАЗКА. ЯБЕДА

Очаровательная пушистая Кошечка появилась в классе ранним утром. Крупные зелёные глаза её завораживали и поражали глубиной и чистотой. Особенная чистота, сверх аккуратность прослеживалась  во всём облике новой ученице. Каждому из ребят хотелось посидеть рядом с ней, потрогать её красивый бантик. Но только их останавливал пренебрежительный голос новенькой:

— Отойди, Волчонок, ты помнёшь мне платье! А ты, Зайчонок, не смотри на меня своими косыми глазами, я этого не люблю! И нечего на меня дышать Лисёнок, а то мне совсем душно станет!

— Я вижу, что вы уже познакомились? — спросил Учитель-Ёж, войдя в класс.

— Да, познакомились, — озадаченно произнесли ребята.

— Надеюсь, вы её не обидели? – спросил Учитель, увидев недовольное выражение лица Кошечки.

— Кто кого ещё обидел-то? — прошептал Зайчонок.

— Конечно, обидели, — вдруг вырвалось у Кошечки, — Они грязными руками трогали мой чистый бантик.

— Я думаю, что если тебе, Кошечка не понравилось, то наши ребята больше не будут делать это, — остановил своими словами и взглядом порыв возмущения у Волчонка Учитель.

Волчонок понял, что лучше сейчас с Кошечкой не связываться, но долго не мог настроить себя на учёбу. Во время урока соседи у Кошечки обсуждали шёпотом решение задачи. Она терпеть это не стала,  громко произнесла:

— Мне мешают своими разговорами Заяц и Енот.

— Но мы же по делу говорили, — оправдывались её соседи.

— Тем более, — строго произнесла Кошечка.

По классу прошёл ропот возмущения:

— Такой вредины ещё не бывало в нашей школе! — вырвалось у Белочки.

— Я прошу всех быть более сдержанными, — попросил Учитель. — У нас очень серьёзная тема, надо в ней разобраться.

Ученики послушно продолжали работать. На перемене Кошечка осталась одна, никто не хотел больше приближаться к ней, разговаривать и играть. Учитель подошёл к новенькой и спросил:

— Как тебе у нас?

— Плохо, — со слезами на глазах ответила Кошечка, — Мне здесь никто не нравится.

— Я понимаю, что приходить одной в сложившийся коллектив очень сложно, но у нас добрые ребята, — успокаивал Учитель.

— Не заметила я, что они добрые! — всхлипнула Кошечка.

— Поживёшь, увидишь! — пообещал Учитель.

А тем временем все ученики обсуждали поступок новенькой, называя её, уже не тем ласковым именем «Кошечка», а неприятным словом «Ябеда».

Это прозвище услышала сама виновница и разрыдалась ещё больше.

— Так ей и надо! — проворчал обиженный Зайчонок.

— Пусть не задаётся.

— А она и не задаётся, — вмешался в разговор Учитель. — Ей плохо у нас, потому что она привыкла к одним правилам общения, а у нас другие. Вот она и отстаивает свои правила с помощью такого способа.

— Ха, тоже мне, хороший способ?! Мы к ней с вниманием, лаской, а эта ябеда?.. — продолжал возмущаться Волчонок.

— Подожди осуждать её, постарайся лучше понять, что излишнее внимание тоже некоторым не нравится, — объяснял Учитель. — И вероятно, Кошечка воспитывается в строгой семье, своим ябедничеством она уточняет свои знания.

— Как это? — заинтересовалась Белочка.

— Ну, например, говоря о разговорчивых соседях, она ждала моей реакции одобрения. Ведь, действительно, разговаривать, мешать на уроке нельзя. Помните правило? — спросил Учитель.

Ребята кивнули, ожидая продолжение объяснений.

— А так как вместо похвалы, Кошечка услышала только мою просьбу о сдержанности, то у неё возникло чувство растерянности. Кошечка не понимает, что у нас происходит.

Давайте поможем ей найти верный путь в общении с нами, — предложил Учитель.

— Интересно, что нам надо сделать? — уточняли ребята.

— Когда Кошечка по привычке будет поучать или ябедничать, ваша задача спокойным голосом, с ласковой улыбкой ответить ей своею благодарностью, что она это заметила. И предложить найти путь или средство это исправить, — завершил свою мысль Учитель-Ёж.

— Так она обрадуется и станет дальше всех поучать? — не понимала Белочка.

— А давайте, попробуем! — загорелся Волчонок.

— Только вот не знаю, как на счёт улыбки? У меня может не получиться! — засомневался Зайчонок.

— А ты попробуй! Добрая сила улыбки всем известна! — уточнил маленький Енот.

Волчонок поспешил проверять новый метод общения. Подойдя к зарёванной Кошечке, он с нежной улыбкой позвал её играть. В ответ он услышал:

— Я с такими лохматыми не играю!

— Помоги мне стать таким же аккуратным, как ты? — продолжал эксперимент Волчонок.

— Хорошо, я попробую, — неуверенно ответила Кошечка. — А у тебя, Волчонок, есть расчёска?

— Конечно! — обрадовался Волчонок, доставая расчёску из кармана и подмигивая своим друзьям.

— А почему ты дружишь с Белочкой? — спросила Кошечка, старательно расчёсывая своего нового друга.

— Она весёлая! — не задумываясь, ответил Волчонок.

— Да, но мне она кажется грубой и легкомысленной, — вспомнила Кошечка её реплику.

— А ты скажи сама ей, что тебе не понравилось, как она назвала тебя, только лучше, когда вы будите с Белочкой одни, — посоветовал ей Волчонок. — Да, не забудь про один секрет.

— Что это ещё за секрет? — удивилась Кошечка.

— Нежная улыбка, — ответил Волчонок, по-доброму, широко улыбнувшись новенькой.

И в ответ Кошечка ему тоже улыбнулась.

— А Волчонок-то справился с этим новым методом общения! — шёпотом произнесла Белочка.

 

ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ СКАЗКА. ШАПКА-НЕВИДИМКА / ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В Лесной школе появился ещё один новый ученик. Это Мышонок. Мышонок был очень способным ребенком. Об этом ему постоянно говорили мама с папой, а дедушка с бабушкой всегда восхищались им: «Самый умный, самый находчивый, самый весёлый…» — твердили они ему. Пропищит Мышонок пронзительно, а дедушка ликует:

«Ты просто соловей у нас!» Перекувырнётся Мышонок через хвостик, а бабушка радуется: «Ой, акробат!» Да и родители говорили, что он точно будет отличником, ведь учится почти с пелёнок и всё уже знает. И Мышонку на самом деле стало казаться, что он исключительный. Осталось только дождаться того дня, когда будет возможность это окончательно доказать всем жителям Леса. В Лесной школе, почему – то приняли его без восторгов и восхищения. Учитель Ёж спрашивал всех учеников. Если Мышонок выкрикивал ответ, перебивая школьников, учитель расстраивался, и всё равно дожидался ответа других учеников. Мышонок, конечно, тоже отвечал, но ему казалось, что недостаточно часто. И если ответ был верный, то Мышонок гордо вертелся во все стороны, чтобы насладиться вниманием его одноклассников. Но ожидания не оправдывались, и ученики, и учитель не замечали гениальности у Мышонка. Тогда Мышонок решил удивить всех своим «соловьиным» писком. И это ему удалось!  Учитель внимательно и строго посмотрел на Мышонка, а ученики громко рассмеялись.

«Вот, наконец-то, — думал Мышонок, — все заметили меня!» Он, забыв об уроке, начал мучительно думать, чем ещё поразить. Особенно Мышонку понравилось, когда рассмеялась Белочка над его  прыжком через хвостик во время урока. Только учитель не улыбался, Ёж подошёл и тихо спросил проказника:

«Почему ты нам мешаешь?» Но вместо ответа услышал пронзительный писк Мышонка. Ребята — зверята смеялись, и Мышонок был счастлив. Когда пришли родители за первоклассниками, новый ученик чувствовал себя героем. Учитель Ёж спросил у мамы и папы Мышонка, что могут означать его действия. Но, увидев восхищения своим сыном в глазах у родителей, он призадумался:

«Что же делать? Как помочь Мышонку стать настоящим учеником Лесной школы? Ведь пока он поступает как маленький ребёнок, а не как ученик! Как научить его быть терпеливым и выполнять  школьные правила? Как научить Мышонка веселить всех на перемене, а не на уроке? Как научить его помогать, а не мешать своим товарищам? Как научить его радоваться успехам своих новых друзей?»
На следующий день учитель Ёж начал урок с истории о «Шапке — невидимке», которая хранилась в самом секретном месте в кабинете у директора школы. Эта шапка — невидимая, и других она тоже
делает невидимыми. Ёж «держал» её в своих руках, и готовился одеть на голову любому ученику, который мешал всем учиться. Мышонок захотел, чтобы одели ему, в ней он ещё больше поразит окружающих. Ёж с грустью подошёл к парте Мышонка и дотронулся до его головы. Казалось, что ничего особенного не произошло, только ребята-зверята перестали обращать внимание на кривляния  Мышонка, да и на звуки то же. Мышонок старался проказничать изо всех сил, но потом ему это надоело (ведь никто уже не смеялся, не обращал на него внимания). Через некоторое время он стал  прислушиваться к заданиям учителя. Пытался их выполнить правильно и захотел выйти с ответом к доске. Но его желание никто не заметил. Мышонок обиделся и надул щёки:

«Ну и пусть, они все ещё пожалеют!» Наконец прозвенел звонок, началась перемена! Когда ученики ушли играть в коридор, учитель вновь дотронулся до головы Мышонка и «снял» шапку. «Правда, грустно
чувствовать себя в одиночестве», — тихо сказал Ёж и добавил:

«Порадуй ребят на перемене, поиграй, отдохни вместе сними, а когда прозвенит звонок «Шапка-невидимка» вновь вернётся к тебе, пока ты не научишься помогать друзьям в учёбе, а не мешать им».

Мышонок сидел молча, и к ребятам играть не пошёл. Он думал… Так прошла перемена, незаметно прошёл урок, на котором узнавали новое, многому научились. Перед уроком математики Мышонок вновь остался в классе, не играл с ребятами и чувствовал себя самым несчастным. Но вдруг он заметил Белочку, которая никак не могла решить домашнюю задачку.

«Что пропрыгала дома, а теперь пытаешься задачку решить?» — по привычке вредничал Мышонок.

«Нет, я вчера весь вечер решала, но ничего не получается!» — обиженно ответила Белочка.

Мышонок подошёл к Белочке и посмотрел её решение : «Хочешь, я помогу тебе?»

Белочка молча кивнула. Они вместе справились с задачкой, и Мышонок вновь услышал звонкий, радостный смех Белочки и увидел благодарный блеск в её глазах! Никогда Мышонок не чувствовал себя таким нужным и даже взрослым! Ему было очень приятно! На уроке математике Зайчонок отвечал у доски, а помогать ему учитель Ёж пригласил Мышонка. И вновь Мышонок почувствовал себя нужным и увидел благодарность в глазах Зайчонка! Ведь он не отвечал за товарища, не перебивал его, а добавлял и вопросами помогал быстрее вспомнить необходимое. После того как учитель поблагодарил Зайчонка и Мышонка за хорошую работу и пригласил их сесть на места, Мышонок вдруг вспомнил про «Шапку — невидимку».

«Что же с ней случилось, почему и куда она исчезла?» — удивлялся Мышонок. А учитель Ёж и ребята-зверята добродушно улыбались…

 

Комментарий автора:  «Когда первоклассники приходят в школу, то для них наступает новая пора. И адаптация детей зависит от подготовительного этапа (детского сада, подготовительного класса, установок взрослых). На практике можно выделить детей, которых родители, педагоги мучили усиленной подготовкой и чрезмерным вниманием к себе. Очень рано такие дети познакомились с системой « уроков». Взрослые постарались! И что же? Оглядевшись, разобравшись в требованиях учителя, они начинают чувствовать, что им слишком легко и даже скучно. Дети ищут дополнительные развлечения, стремятся доиграть упущенное, демонстрируют своё поведение, ищут постоянного внимания со стороны учителя и сверстников. Замечания педагога, смех новых товарищей порой закрепляют негативные формы поведения на уроке. На ребёнка «вешают ярлык» баловника, хулигана и пр. Учитель борется за порядок в классе, а ученик за лидерство, за социальное признание. Сроки и средства такой борьбы различные, но, а результаты неутешительные. Проигрывают обе стороны, так как нет взаимопонимания, доверия и уважения друг к другу. А у школьника познавательная мотивация может надолго погаснуть, создавая дополнительные проблемы в обучении. Попробуем помочь ребёнку понять неадекватность своего поведения, отрефлексировать свои поступки и поискать позитивные модели с помощью сказочного персонажа. И так первоклассникам предлагаем коррекционную сказку. Используя, сказкотерапию учитель может предложить игру «Шапка – невидимка» для своего класса. Такие игры успешны для первоклассников после прослушивания данной сказки. И результаты более позитивны, чем после постоянных окриков, угроз, записей в дневнике.»

 

ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ СКАЗКА. ЗАДАЧА ДЛЯ ЛИСЁНКА (ЛОЖЬ)

В семье старого Лиса стали часто происходить конфликты. Причины разногласий было воспитание маленького Лисёнка. На самом деле Лисёнок был уже достаточно взрослым, но папа-Лис и дедушка-Лис его называли маленьким. Вероятно потому, что взрослые порой не замечают, как вырастают их дети. Так вот, дедушка считал, что воспитывать настоящего Лиса очень сложное дело. Так как Лис должен знать три правила хитрости:

1. Во всём находить собственную выгоду;
2. Уметь ловко обмануть даже ближнего;
3. Уметь избежать неприятностей, «выйти сухим из воды».

Папа-Лис, был противником такой хитрости. Он твердил, что это правила для одиночек. А сейчас другое время, когда одному трудно живётся, нужна помощь друзей и близких. Поэтому Лис может использовать больше свою не хитрость, а фантазию, чтобы радовать друзей новыми играми и историями. Лисёнок прислушивался к этим спорам и размышлял: «Кто же из них прав, дедушка или папа?» Что касается дедушки, то он действительно, одиночка-Лис, его считали самым хитрым Лисом во всей округе. Друзей у него не было, потому что кому же понравится, чтобы его постоянно дурачили. Дедушка твердил, что никто ему не нужен, но Лисёнок-то понимал, что это от гордости или от отчаянья, и порой замечал у старого-Лиса грустный тоскливый взгляд в пустоту. У папы всё по-другому. Обманывать, как говорит про него дедушка, папа совсем не умеет. Сам папа объяснял, что просто этого он не хочет делать, так как ложь всегда становится явью, то есть, обнаруживается окружающими, даже у мастера лжи. А для папы очень важно, чтобы ему доверяли его друзья и близкие. И папу за это многие любят, а больше всех, конечно, Лисёнок. Но иногда Лисёнка одолевают сомнения, и он продолжает использовать правила хитрости старого Лиса, да и фантастические истории, как папа, тоже любит рассказывать своим друзьям.

— Может быть, соединить в себе хитрость и фантазию? — как-то высказал свою позицию Лисёнок вслух.

— И будешь Лисом-одиночкой! — протараторила в ответ Сорока.

— Но как же мне быть? — спросил её Лисёнок. — Я ведь уже научился врать, хитрить, значит обратной дороги нет?

— Маленький Лисёнок, — смеялась Сорока. — Выбор за тобой, твоё решение и будет новой дорогой. Но торопись, слава лгуна быстро и навсегда может прилипнуть к тебе.

— Я подумаю над этим завтра! — решил Лисёнок и стало ему легко от того, что он перехитрил свою проблему.

Маленький Лис перенёс это на другой день… Но вот наступил этот день. Он вспомнил о своей проблеме.

— Как же быть, что выбрать? — вновь задал себе вопрос Лисёнок.

В школе Лисёнок был очень рассеянным, потому что продолжал думать об этом. При решении задач на уроке он допустил много ошибок. У Лисёнка раньше не было трудностей с математикой, поэтому ребята и учитель очень удивились.

— Что с тобой случилось, ты опять не заболел? — поинтересовался Учитель-Ёж.

— Я? Нет! Не заболел! А вот мой дедушка чуть живой — почему-то вырвалось у Лисёнка.

— Твой дедушка болен? — спросили ребята.

— Да, очень! Я за ним всю ночь ухаживал! Он сильно ослаб, — продолжал придумывать Лисёнок.

И чем больше он сочинял, тем больше увлекался и утопал в трясине лжи. Но все ученики верили и сочувствовали Лисёнку.

— Знаешь что, Лисёнок, иди сейчас домой, — предложил Учитель. — Твой дедушка нуждается в тебе. Больному любовь и забота помогают выздоравливать.

Лисёнок собрал свои вещи в портфель и вышел из класса. По пути домой Лисёнок уже забыл о своей выдуманной истории, глубоко вздохнул зимнюю свежесть, стал лепить снежки и бросать их в цель. Снег задорно скрипел под ногами. Домой Лисёнок вошёл весёлым и беззаботным.

— Почему ты так рано пришёл? – спросил внука дедушка Лис. Он в это время что-то мастерил и удивился, увидев Лисёнка.

— Я?… — растерялся Лисёнок.

— Наш учитель заболел! — прошептал он.

— Как заболел? Что-то серьёзное? — забеспокоился старый Лис.

— Да, наверное! — продолжал Лисёнок, удивляясь своей сообразительности и находчивости.

— Плохо, очень плохо, проворчал дедушка, — жаль мне Учителя — Ежа, пусть выздоравливает поскорее!

Лисёнок немного покрутился около дедушки, наблюдая за ремонтом стула, а потом занялся делами, довольный от своей удачной выдумки. А тем временем в школе закончились уроки, и Учитель решил
проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к Лисьему дому. Подойдя ближе, Ёж услышал, что кто-то весело насвистывает песенку. Учитель немного удивился, подумал,
что ему показалось, ведь как можно веселиться, если болен любимый человек. Однако песенка продолжала звучать, и сбитый с толку, Учитель увидел в открытой двери старого Лиса, который закончил свою работу и с гордостью оценивал результат, упражняясь в художественном свисте. Ёж так и остался на месте, как вкопанный. Лис заметил гостя и тоже с трудом понимал происходящее.

— Я рад, что вам уже лучше! — произнёс наконец-то Учитель.

— А вам? — Спросил удивлённый дедушка.

В этот момент Лисёнок услышал голоса и с любопытством выглянул во двор. Но, сообразив, что произошло, решил не показывать носа, быстро шмыгнул в свою комнату, прыгнул на кровать.

— Сейчас что-то будет? — шептал Лисёнок.

— Ой, пусть это будет сон! Хочу, чтобы это мне только приснилось!

Да я сейчас проснусь, и всё будет, как прежде. — Пытался успокоить он себя.

Но это не был сон, а была самая настоящая реальность. Лисёнок понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но кроме боли он ничего не почувствовал. Слёзы сами покатились по пушистым  щёчкам Лисёнка. Смешенное, ноющее чувство стыда и страха поселилось в душе.

— Что же там происходит? О чём они говорят? Что собираются со мной делать? — спрашивал сам себя Лисёнок.

Учитель и дедушка уже сидели на кухне и тихо разговаривали. Лисёнок слышал только слова, которые повторял несколько раз старый Лис:

— Да, что посеешь, — то и пожнёшь!

Что отвечал Ёж, испуганному Лисёнку не удалось разобрать. Но, он мог только догадываться! Лисёнок ещё раз горько всхлипнул и накрыл свою голову подушкой, чтобы ничего не слышать. Вдруг он почувствовал, что его кто-то коснулся. Лисёнок приподнял голову и увидел Учителя.

— Ложь похожа на паука, который, пробравшись украдкой, начинает плести липкую паутину. — Тихо произнёс Учитель. — Сначала это может показаться забавной игрой, но потом каждый начинает понимать, что запутался, и выбраться не хватает сил и храбрости. И чем больше продолжается враньё, тем крепче паутина. Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину!

Лисёнок не смог ничего ответить Учителю, потому что ком в горле мешал произнести слова. Но он уже понимал, что ложь причиняет вред, прежде всего самому лжецу. И Лисёнок сделал свой выбор …

— Я буду стараться быть честным!!! — пообещал он Учителю.

— Я верю в тебя! — ответил Ёж.

В школе Лисёнок сознался в своём обмане, и ученики простили его. С тех пор, как только Лисёнок по привычке хочет сказать неправду, он представляет огромного паука и останавливает свою ложь.

 

ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ СКАЗКА. СПОРЩИК

У Мышонка появилась привычка спорить по любому поводу. Все перемены он проводил в горячий спорах со своими друзьями.

— Мышонок, ты зачем со всеми споришь? — спросил его Зайчонок.

— Я не спорю, а веду дискуссию, — важно ответил Мышонок.

— Дискуссия — это немного другое, — улыбаясь, объяснял Учитель-Ёж. — Во-первых, каждый участник дискуссии уважает собеседника, даёт ему возможность полностью высказаться.

— А ты, Мышонок, нас постоянно перебиваешь, — вмешался Волчонок.

— Во-вторых, — продолжал Учитель. — В дискуссии необходимо предлагать факты, которые подтверждали бы твою точку зрения.

— Зачем мне эти факты, если я и так знаю, что прав, а их мнения отрицаю! — уверенно заявил Мышонок.

— Мне наш Мышонок напоминает знакомого лесного гнома, — вспомнил Зайчонок.

— Какого ещё гнома? — недовольно спросил Мышонок.

— Рядом с моим домом, в дупле старого дуба живут два гнома — близнеца, — начал свой рассказ Зайчонок. — Одного гномазовут Удивлялка. Он очень забавный, с блестящими круглыми глазками, с приветливым лицом и всегда приоткрытым ротиком. Весь мир его радует и удивляет. Деревья, грибы и цветы любят рассказывать ему свои секреты:

— Ух-ты! И такое бывает! — удивляется гном.

Его брат, хоть и близнец, но совсем на него не похож. С маленьким ротиком и сощуренными глазками он большой любитель спорить и всё отрицать. Его так и звали Отрицалкой. Он считал, что всё на свете знает, и вряд ли существуют ещё в мире какие-то загадки. Когда Удивлялка делился своими впечатлениями с братом, то в ответ слышал:

— Подумаешь, я это давно всё знал!

Жители леса обходят стороной Отрицалку, трудно очень общаться с ним. Слушать он не умеет, да и сам мало чего рассказывает. А если кто за советом к нему пожалует, то Отрицалка ему говорит:

— Что же ты такую ерунду не знаешь что-ли?

Пристыдит, а ничем и не поможет, не посоветует. Легко и свободно живётся Удивлялке. Хоть он уже взрослый гном, но выглядит юным, как ребёнок. У него много друзей и увлечений. Трудно живётся брату-близнецу. От постоянного брюзжания его лицо быстро сморщилось и состарилось, а друзей совсем нет.

— А я встречала его в лесу! — воскликнула Белочка, — Он похож на сморщенный сушёный гриб!

— Да, — подтвердил Учитель. — Живут эти гномы у нас в лесу, только сейчас и братьями их никто не называет, уж очень они разными стали. А тебе, Мышонок, это хороший пример, для того, чтобы научиться общаться с друзьями.

— А как бы мне научиться дегустировать, ой нет, дискуссировать? — смутился Мышонок.

— Хорошо! Поупражняемся, все вместе! — обещал Учитель.

 

Комментарий автора: «После этой сказки предлагаем школьникам любую эмоционально нейтральную тему для дискуссии, например: Какие лучшие игры? Книги и др.? Напоминаем правила общения в дискуссии (см. текст сказки) и вводим для самоконтроля «мяч переходник» (можно использовать любой предмет для передачи слова товарищу). Наиболее эффективно использовать видеозапись, которую после дискуссии сразу вместе с детьми анализируют в положительном ключе, с индивидуальными рекомендациями.»

 

ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ СКАЗКА. ОБИДА

Кошечка подружилась со всеми ребятами в классе. Больше всех ей нравилось играть с Зайчонком и Белочкой. Правда на Белочку она продолжала обижаться. Не то чтобы была серьёзная причина разногласий, просто трудно Кошечке понять Беличьи шутки. Скажет Белочка что-то весёлое и насмешливое, а Кошечке кажется, что это про неё шуточки. Надует она щечки, отвернётся от друзей и
молчит.

— Что случилось? Почему ты молчишь, Кошечка? — интересуются друзья.

Но Кошечка молчит, ничего не отвечает. Так может день промолчать, другой, пока самой не надоест. А когда заговорит, ничего толком не объясняет, причины не открывает:

— Сами догадайтесь, чем меня обидели! — промолвит Кошечка тихонечко.

Думают Зайчонок с Белочкой, гадают, перед Кошечкой извиняются, но чем её обижают, так и не понимают. Надоело им Кошечку бес конца уговаривать, решили без неё в игры играть, события обсуждать. А Кошечка ещё больше надулась, распушилась от обиды и сидит помалкивает одна одинёшенька. Подошли к Кошечке Волчонок с Лисёнком, спрашивают:

— Кто тебя обидел, Кошечка?

— Белочка с Зайчонком? — отвечает она. — Они со мной не играют?

— Как же с ней играть, когда она непонятно на что обижается и молчит? — возмущается Белочка.

— Сказала бы, что ей не нравится, мы постарались бы этого не делать, — предложил Зайчонок.

Но отвернулась Кошечка, ничего не ответила. Подошёл к ней маленький Енот:

— Когда я был маленьким, часто обижался на всех, а моя мама мне сказку рассказала.

Жил-был купец в одном городе, в южной стране, где солнце жаркое, пустыня дальняя. Часто путешествовал купец, свой товар продавал, диковинки покупал. Купил он как-то жеребца стройного и быстрого для себя, а ослика весёлого, озорного для своей любимой дочери. Прибыл он домой, Жеребца и ослика в конюшню поставил, вкусного зерна дал. А ослик с жеребцом разговор меж собой начали:

— Что ты за зверь, не лошадь, не заяц? Тебя из жалости хозяин купил, а мною весь город любоваться будет! — сказал жеребец ослику.

— Нет, он для дочки меня купил, потому что я весёлый и добрый, а рост у меня для неё удобный, безопасный, — ответил ослик, а самому от слов жеребца грустно стало, мысли разные, невесёлые в голову приходили. На утро вывел жеребца купец из конюшни, все так и ахнули:

— Ой, красавиц, стройный, быстрый, молодой!!!

Вывела дочка купеческая ослика, раздался смех гостей:

— Что же это за лошадка ушастая? Такой смешной не видали ещё?

А девочка гладит его по спинке:

— Если кто смеётся, значит им весело, порадуйся ослик за них.

А я ведь знаю, что ты у меня самый добрый, весёлый ослик на свете. Покатай меня, пожалуйста!

Но ослик обиделся и стоит, как вкопанный. Стала ещё больше уговаривать девочка ослика, гладить, ласковые слова приговаривать, а он опять стоит, обижается. Тут народ увидел упрямого ослика и опять смеяться. Расстроилась девочка и ушла к подружкам. А купец стал думать, что же ему с осликом делать? А потом придумал: раз он дочку катать не хочет, будет воду возить. Вот и по сей день из-за своих обид, ослики в той стране воду возят. С той поры и говорят: «На обиженных-то воду возят!»

— А могло бы быть всё по-другому, — размышляла Кошечка. — Девочку бы катал, весело играл. А то и подружку потерял, и себя наказал.

— Я рад, что ты всё поняла, Кошечка! — закончил сказку Енот.

— Конечно, пойду я к своим друзьям, а то они меня заждались давно! — улыбнулась Кошечка.

 

ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ СКАЗКА. ХВОСТЫ (МЕЖГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ)

В классе по разным причинам могут возникать «враждующие лагеря» (национальные группы, половые группы, фанаты и болельщики и другие). Педагогам стоит большого труда организовывать специальные беседы, объединяющие игры для работы с коллективом. Под надзором педагогов дети сдерживаются от шумных конфликтов, но продолжают проявлять внутреннюю агрессию, тихо терпят друг друга, ожидая случая вытащить обиду наружу. Переформировать такие убеждения традиционными педагогическими методами практически невозможно. Так как дети твёрдо верят в свои групповые
принципы и оттачивают внутригрупповой девиз: «Один за всех и все за одного!» Попробуем использовать сказку. В Лесной школе учились разные звери: Белка, Заяц, Волчонок, Лисёнок, Медвежонок, Мышонок, Енот, Кошечка и другие животные и птицы. Звери помогали друг другу, ведь у каждого что-то получалось лучше, чем у другого: Медвежонок был самым сильным, поэтому когда надо было что-то поднять или передвинуть, то на помощь звали его. У Лисёнка лучше всех получались логические задачки, и он помогал другим справляться с математикой. Белка лучше всех вытирала доску. Все звери были дружелюбными, и хотя споры у них возникали, но быстро наступало перемирие. Каждый ученик пытался понять и принять другого таким, какой он есть. К зиме некоторые звери меняли свои шубки.
Белка тоже поменяла и никак не могла налюбоваться своим новым нарядом, а особенно пушистым хвостом. На перемене звери играли в чехарду, и Заяц случайно наступил Белке на хвостик. Раздался громкий крик. Белка заплакала, а Заяц извинился дрожащим голосом:

— Я нечаянно, прости меня, пожалуйста.

— Нет, не прощу! — с обидой ответила Белка.

— Но почему? — испугался Заяц.

— Потому что ты это сделал нарочно! Да, да. Ты…завидуешь мне.

Ведь у тебя нет такого красивого пушистого хвостика!

— Это неправда! — закричал Заяц, — я не завидую и мне очень нравится мой хвостик.

— Но ведь у Белки и у меня хвост лучше, чем у тебя Заяц. Признайся в этом! — вмешался Лисёнок.

— Зайцу не нужен длинный хвост, — пытался убедить всех Медвежонок.

— А у тебя, Медвежонок, тоже хвост не удался, — в один голос крикнули Белка с Лисёнком.

Начался настоящий спор. Все звери защищали только свои хвосты. Они кричали, пытаясь убедить друг друга. Но прозвенел звонок на урок… И вошёл учитель Ёж. Посмотрев на учеников, Ёж заметил, что был какой-то конфликт.

— Что случилось? — спросил учитель.

— Чем вы рассержены и почему пересели на чужие места?

— Я не буду сидеть с Зайцем, потому что у него хвост маленький, — сказала Белка.

— И я не буду сидеть с Волчонком, потому что он обижает мой хвостик, — произнёс Медвежонок.

— Так вас поссорили хвосты? — удивился Ёж.

— Мы не дружим с бесхвостыми! — крикнул Лисёнок.

— А, так значит с сегодняшнего дня в классе учатся «хвостатые» и «бесхвостые»? — не спеша продолжал Ёж. — Но только вы неправильно поделились.

— Почему? — возмутились звери.

—  Вам надо было делиться на больших и маленьких, на хищников и травоядных, не забудьте про цвет шерсти, глаз и другие различия.

— Ёж внимательно смотрел каждому ученику в глаза. Он видел там и стыд, и обиду, и грусть. — И много останется у вас друзей?

Вы будете одиноки. Все звери молчали. Школьный день продолжался. Были уроки, перемены. Но Белка теперь не играла с Зайцем, а Медвежонок уже не помогал «хвостатым». Продолжала звучать  насмешки и обидные прозвища. Домой «хвостатые» и «бесхвостые» ученики пошли разными дорогами. Волчонок ушёл из школы после всех. Он шёл не спеша, наслаждаясь солнцем, тёплым ветром,  запахом растений, цветов…  Пройдя половину дороги, он услышал странный звук. Похожий на лай собак. Звук приближался очень быстро, и Волчонок увидел разъярённых псов. Изо всех сил он бросился бежать. Собаки стремительно приближались к нему. Вот уже чувствовалось их горячее дыхание и лязг зубов. Но дом совсем рядом! Волчонок сделал последний рывок. Он спасён! Волчонок ещё сидел с закрытыми глазами и слышал, как от его дома удаляются непрошенные гости.

«Неужели я живой?!! – подумал Волчонок. — Голова, лапы целы. А хвост? Где же хвост? Как же я буду бесхвостым?» Рыдая, Волчонок с ужасом представлял, как в школе над ним будут смеяться друзья.

«Как же быть? С кем мне теперь дружить? А с кем я завтра сяду за парту?» — с этими мыслями Волчонок заснул…

 

Комментарий автора: » В этом месте прервите сказку. Дайте детям предположить, чем она может закончиться. Без комментариев и оценок. А после того как школьники выскажут своё мнение, продолжите сказку.» 

Наступило утро. Волчонок медленно приближался к школе.

— Иди к нам! — позвал друга Лисёнок.

Опустив глаза, Волчонок сел к «бесхвостым» зверям. В классе наступила тишина.

«Что с Волчонком? Почему он так странно себя ведёт? — подумали ученики. — Неужели с ним случилась беда?

В полной тишине Волчонок рассказал всё, что с ним произошло, свои переживания и мысли. «Хвостатые» и «бесхвостые» звери с ужасом представляли эти события, а потом бросились обнимать своего друга.

— Ты живой! Живой! И ты вместе с нами! А всё остальное не имеет значения.

— Неужели только такая беда, может вам доказать, что важнее всего на свете? — спрашивал учеников Учитель.

— Мы хотим, чтобы снова в Лесной школе все ученики стали вместе играть, вместе учиться, помогая, друг другу и, поддерживая в трудную минуту, — ответил Лисёнок, и ребята полностью согласились с ним.

— Я думаю, что в ваших силах выполнить это желание! — улыбнулся Учитель, и добавил: Так тому и быть!

«Как хорошо, что мы все такие разные, что есть чему поучиться друг у друга», — думали звери, играя в игры, рассказывая истории и принимая всех такими, какими они были.

Заканчивается сказка, заканчивается урок без обсуждений и без вопросов. Дети по-разному усваивают метафоры. Для кого-то должно пройти длительное время, а некоторые уже на перемене в  свободной игре применяют новые убеждения.

 

ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ СКАЗКА. ДРАКИ

— Сколько мне пришлось пережить неприятностей, — думает Волчонок. — История с хвостом, поссорился с младшим братом, папа наказал, мама отругала. А за что? Только-то и сделал, что отшлёпал братика, чтобы не трогал мои вещи.

— Эй, Волчонок, пойдём играть в футбол, — позвал друга Лисёнок.

— Хорошо, может, и отвлекусь, забуду свои беды, — решил Волчонок.

Стали друзья в футбол играть, да Волчонок стал проигрывать, рассердился он на друга и давай его тумаками угощать. Лисёнок защищаться стал, кулачками тоже крепко Волчонка разукрасил. Хорошо мимо Учитель-Ёж прогуливался. Как увидел он драчунов, да как крикнет:

— Это что за петухи?

Услышали голос Учителя Лисёнок с Волчонком, драться перестали, стоят, смотрят чумазые, зарёванные и злые друг на друга. А Учитель и говорит:

— Кто драку затеял, не буду выяснять, знаю, что каждый свою правду рассказывать будет. А вот, что делать, чтобы злость прогнать, скажу, да ещё и других научу.

Повёл Учитель драчунов в школу, помог умыться, синяки и царапины мазью намазать. Вроде успокоились немного Волчонок и Лисёнок, да всё равно друг на друга сердито смотрят, кулачки сжимают.

— Есть у меня «Сердитая подушка», давно в шкафу лежит, своего часа дожидается. Мне её Леший год назад подарил. Она уже ему не нужна стала, видно подобрел старичок. Так вот у кого злинки, да  упрямки появляются, тот в эту подушку их выбивать будет.

— Как это? — недоверчиво спросили ребята.

— Сейчас покажу! Кто первый хочет от своих злинок избавиться? — спросил Ёж.

— Ну, давайте я попробую, — осторожно подошёл к подушке Волчонок.

— Чем ты дрался, кулаками? Вот и будешь кулачками со всей силой подушку выколачивать, да посмеиваться, с каждым ударом «ха» выкрикивать. Тогда злинки все выскочат! — убеждал Учитель. — А ты Лисёнок, помоги другу, говори слова-заклинания: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Всем задания понятны?

— Вроде бы понятны? — ответили ребята.

— Тогда вот, как только я сигнал подам, пропищит моя игрушка-зверушка, тогда и начнём. А пропищит два раза, значит пора останавливаться, — продолжал свои инструкции Ёж.

Волчонок и Лисёнок стояли в ожидании. Сигнал пропищал, и Волчонок стал подушку кулаками пинать, да звук «ха» выкрикивать. А Лисёнок помогает, кричит «Сильнее, сильнее, сильнее» и  пританцовывает. Шуму было на весь лес, сбежались ученики, стоят на всё смотрят диву даются. Что такое происходит, не понимают. Прозвучал двойной сигнал. Все замерли.

— А теперь, послушай, Волчонок, как поживают твои злинки в подушке, что делают? — предложил Учитель.

— Тихо сидят! — ели отдышавшись, ответил Волчонок.

— Тогда поменялись местами, пора тебе Лисёнок свои злинки выбивать! Начали! — скомандовал Ёж, помогая сигналом.

Тут и все ученики подключились, стали вместе кричать словазаклинания, да ещё и в ладоши прихлопывать. Снова двойной сигнал объявил завершение. Лисёнок прислушивается к подушке, смеётся:

— А мои злинки сидят, разговаривают!

— Все злинки убежали или остались ещё? — спросил Учитель.

— Все убежали!!! — радостно ответили Лисёнок с Волчонком.

— А можно и нам попробовать? — робко спросил Зайчонок.

— Конечно, можно, но по очереди! — разрешил Ёж.

Когда каждый ученик попробовал свои злинки, упрямки прогнать Ёж подозвал всех к себе по ближе и сказал:

— По разным причинам прибегают к нам злинки, накапливаются, а мы теперь знаем секрет как прогнать их. Эта «Сердитая подушка» будет в школе вам помогать, ваши злинки, да упрямки собирать.

После этой сказки вместе с детьми проверяем метод «Сердитая подушка», даём возможность внешне максимально выразить свою накопившуюся агрессию каждому ученику. Соблюдаем инструкции  «Учителя-Ежа». Хорошо в классе такую подушку предлагать детям по необходимости, под руководством взрослого. Многие дети после таких игр просят родителей завести «Сердитую подушку» и для дома. Особенно у кого есть братья, сёстры такая эмоциональная разрядка даёт возможность снизить напряжение в отношениях, добавить юмора и физической активности.

 

ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ СКАЗКА. ГРУБЫЕ СЛОВА

В классе стояла рабочая тишина, ученики проверяли ошибки в контрольном диктанте. Вдруг у кого-то из учеников выскочило грубое слово. Конечно от перенапряжения, да и от расстройства, что глупую ошибку сделал, кто-то не сдержался, выругался на весь класс. В ужасе ученики смотрели на Учителя и ждали его реакцию. Никто не хотел признаваться, да Учитель этого и не требовал. Он спокойно попросил закончить проверку диктанта и приготовиться к новому уроку. Перемена прошла подозрительно спокойно, перегляды, шёпот доказывал, что проблему надо решать прямо сейчас. Когда  прозвенел звонок на урок, ребята от Учителя ждали строгих слов, или новой сказки, а он вдруг объявил всем, что сегодня урок «В школе клоунов».

— Начало урока будет парное «Ругательство овощами и фруктами».

Каждый с соседом по парте начнёт ругать друг друга только овощами и фруктами по моему сигналу, и по сигналу закончит ругаться. Ребята думали, что учитель шутит, но он совершенно серьёзно просигналил старт и ученики робко, но сердито стали обзывать друг друга «капустой», «картошкой», « морковью», «яблоком» и прочими съедобными словами. Иногда к этому непонятному занятию  подключался сам Учитель и поругивал робких учеников «свёклой», «апельсином», «репкой» и пр. В ответ, его тоже старались, как следует «отругать». Если кто-то использовал другие слова или касался своего соседа, то игра останавливалась, отмечалось нарушение, а затем вновь продолжали ругаться по всем правилам. После сигнала Учитель предложил хвалить друг друга с ласковой интонацией цветами: розочками, тюльпанчиками, колокольчиками и др. И вновь игра продолжилась. Но некоторым ребятам хотелось ещё поругаться, и Учитель повторил парное «Ругательство овощами и фруктами», а затем вновь все перешли к «Цветочным ласкам». Некоторые ученики во второй раз обращались уже не к своему соседу, а выбирали себе другого напарника. Учитель их понимал и разрешал менять пару.
Как следует отругавшись и, похвалив друг друга, ребята перешли к следующему заданию «Школы клоунов». Выбирался по желанию клоун, который должен рассмешить весь класс. Захотел попробовать  вои силы Мышонок. Ему дали три попытки, он старательно корчил рожицы, но, подсчитав рассмеявшихся, ученики отметили, что этому клоуну ещё надо учиться смешить. Следующим клоуном стал  Лисёнок, он рассказал историю, над которой все дружно смеялись. А потом клоунами были Волчонок и Белочка, они разыграли пантомиму, тоже было очень весело.

— А теперь, ребята, пора из «Школы клоунов» вернуться в нашу школу, в наш класс. Когда мы устаём, то задорный смех возвращает нам силы. Меньше хочется произносить грубых слов, после таких игр. Меньше сердиться. Давайте иногда на переменах или на прогулке вспоминать эти игры, прогонять обиды, радовать друг друга.

 

Комментарий автора: «Данная сказка, как и предыдущая, помогает ввести новый способ реагирования на агрессивное поведение, обучает новым играм для эмоциональной разрядки. Эти игровые методы можно использовать в школе и в семье. Однако, хочется отметить, что сказкотерапия является средством снятия старых стереотипов, а новые модели поведения необходимо систематически закладывать педагогом, психологом и родителями.» 

 

ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ СКАЗКА. ДРУЖНАЯ СТРАНА (МЕЖПОЛОВЫЕ КОНФЛИКТЫ)

В Лесной школе все почувствовали наступление весны. Ветерок в класс приносил запахи первых весенних ароматов. Пахло цветами и свежестью… Солнечные зайчики прыгали в тетрадках, отвлекая учеников от серьёзных занятий. Медвежонок проснулся и вновь пришёл в школу. После зимней спячки он всё время приставал на переменах к товарищам с задиристыми играми. Ну уж очень хотелось ему размяться, побороться и поваляться. А звери опасались его неуклюжести и «тяжёлой» лапы. Другим ученикам тоже хотелось бы чего-нибудь весёлого и озорного. Учитель Ёж понимал это и прощал активную возню на перемене.

Как-то раз Медвежонок не рассчитал свою силу и больно «осалил» Волчонка. Волчонку было очень больно, но он сдержался, не заплакал, а только потирал бок лапой. Хотя Медвежонок видел это, но не подошёл, не извинился, а продолжал игру, как ни в чём не бывало. Вдруг упала Белочка, её толкнул Медвежонок и тоже не извинился. Белочка стала возмущаться.

— Опять ты скандалишь, Белочка?! — заявил ей Медвежонок.

— Я не скандалю, я прошу, чтобы ты извинился и не толкался бы больше. Мне больно!

— Тоже мне, девчонка-неженка, вон я Волчонка нечаянно ударил, он даже не охнул, настоящий мужской характер. А все девчонки противные, капризные плаксы!

— Что?! — возмутились девочки. — А вы, мальчишки, глупые и злые и злые, только «двойки» получаете и в футбол гоняете!

Поднялся шум. Сколько несправедливых и обидных прозвищ услышали звери друг от друга! Девочкам легко удавалось придумывать обидные прозвища, которые задевали мальчиков за живое.  Мальчишкам хотелось сразу броситься в драку, но пока они только сжимали кулаки и бормотали:

«Ну, мы им покажем!» Мальчики больше не играли с девочками. А если вдруг Зайчику хотелось попрыгать с Белочкой через скакалку, то кто-нибудь из мальчишек угрожающе ему кричал: «Эй ты, девчонка!» Зайчик с грустью возвращался к другим, «мужским», развлечениям. Школьникам было дано задание сделать концерт для родителей.

«Пусть девчонки трудятся, раз они такие умные», — проворчал Медвежонок.

Девочки не отказались и приготовили целый спектакль «Сказка о стране Неделя». «В одной стране жили семь маленьких волшебников. Они были очень добрыми. Эти волшебники – мальчики и девочки:
Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье. Они помогали друг другу, вместе веселились и отдыхали. Мальчики и девочки там никогда не ссорились. Ведь в спорах они могли потерять свою волшебную силу, и тогда бы страна Неделя погибла. Чтобы сохранить мир и покой, друзья были внимательными друг к другу, умели договариваться и объясняться, уважали себя и других, не показывали, кто из них лучший. Ведь какая Неделя, например, без девочек: Среды, Пятницы, Субботы, или без мальчиков: Понедельника, Вторника, Четверга, Воскресенья. Все они были важными и
нужными в этой волшебной стране». Родителям и учителям сказка очень понравилась. Мальчикам тоже было интересно, но было ещё и грустно. Грустно оттого, что не научились они договариваться и дружить, как девочки и мальчики в этой волшебной стране. После спектакля Медвежонок, Лисёнок, Волчонок и другие мальчики подошли к девочкам и поблагодарили их за сказку.

А Белочка предложила: «Давайте придумаем другую сказку вместе и покажем её родителям?!»

«Давайте!» — обрадовались мальчики. И они все вместе стали обсуждать новую сказку, новые мечты и новые отношения с друзьями.

Завершая тему конфликтов, агрессии вспомним, что для коррекционной работы необходим комплексный подход к личности ребёнка. С агрессивными детьми рекомендуют следовать следующим  правилам общения:

Правила для педагогов и родителей в работе с агрессивными детьми.
1. Выяснить причину поступка, выработать другие пути достижения цели (расширять социальные модели);
2. Проявлять недовольство действием, поступком, принимая личность ребёнка в целом (продолжая любить);
3. Установить запрет, объясняя причины (кратко излагать своё объективное недовольство) и вводить социальные правила (в доступной форме);
4. Отметить отсутствие выгоды негативного поступка для личности ребёнка (неотвратимость наказания, социальная изоляция, возвращения зла и др.);
5. Беседовать с ребёнком о его поступке без свидетелей (класса, родственников и др.);
6. В беседе использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.) и собственных чувств (тревоги, страха, желания наказать и др.);
7. Дать возможность самому ребёнку исправить ситуацию, предлагать позитивные модели;
8. Учить ребёнка эмоционально предвосхищать последствия своих негативных действий;
9. Исключить провокационные ситуации для негативного поведения у ребёнка;
10. Больше проявлять эмоционального тепла (обнимать не менее четырёх раз в день), чаще использовать позитивные формы воспитания: отмечать и радоваться успехам, достижениям ребёнка;
11. Дать возможность ребёнку проявить эмоциональную разрядку в позитивной, игровой форме;
12. Разработать единый систематический подход к ребёнку (у родителей, педагогов). Противоречия в убеждениях взрослых способствуют закреплению негативного поведения у ребёнка.

 

Комментарий автора: «Половая идентификация происходит в старшем дошкольном возрасте, но соперничество в группах характерно для начальной школы. Поэтому здесь очень важно поведение учителя. Дети чутко реагируют на учительские замечания, расположение к отдельным ученикам, а если педагог выделяет микрогруппы детей или делит класс на мальчиков и девочек, половые конфликты возникают наверняка. Чтобы детям осознать положительные стороны совместного женско-мужского общения, психологи в начальной школе могут использовать сказки. Подобные сказки дают возможность детям отстраниться от своих личных обид, осознать причины конфликта, принять необходимость мирного сосуществования, стремиться к сотрудничеству и  взаимопониманию.»

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ТРИДЦАТАЯ СКАЗКА. ГОРДОСТЬ ШКОЛЫ

К концу учебного года ученики готовили сюрприз своему Учителю. После уроков они оставались, шептались, репетировали. Перед летними каникулами дети вновь пригласили своих родителей и вместе с ними дружно поприветствовали Учителя-Ежа. Выключился в зале свет, в полной темноте зрители ожидали сказочного спектакля. Занавес раскрылся, вся сцена была освещена в светло-зелёных тонах. Но что это? На сцене стоят парты, висит доска? Да это была точная копия нашей школы! А вот и Учитель вошёл, его роль, как в знак уважения досталась Еноту. Лисёнка играл Волчонок, а Волчонка играл Лисёнок, Белочка играла Зайчонка, а он Белочку. Ребята играли друг друга, копировали манеры, подчёркивали достоинства и по-доброму отражали недостатки. Играли все прекрасно! Самые яркие события ученики включили в спектакль.

Каждому на этом спектакле удалось увидеть себя со стороны. Учитель и родители были в восторге, под добрый смех, рукоплескания сменялось одно событие другим. Учебный год на сцене и в реальной  жизни завершился криками «Браво!». Это кричал учитель своим ученикам, которые успешно постигали школьную науку, где важно терпение и старание, уважение и любовь, умение исправлять свои  ошибки и радоваться успехам!

После спектакля Учитель пригласил всех пить чай с душистыми пирогами. Проходя мимо «Школьной газеты» родители и ученики с удивлением увидели одну тему: «Гордость школы». Где про каждого  ученика можно было прочитать положительные отзывы, этот сюрприз подготовил Учитель, а помогали ему Сорока и Сторож-Крот. Цветные фотографии делали газету похожей на праздничный цветок. А в  центре этого цветка загадки, которые отгадывали родители и дети. Попробуем отгадать их и мы с вами?

Он умеет рассмешить,
И с ребятами дружить! (Лисёнок)

Любит прыгать, веселиться
И в уборке мастерица! (Белочка)

Друг наш очень добрый,
Сильный и спокойный! (Медвежонок)

Смог он злинки победить,
И за яблоко простить! (Волчонок)

Он смелее стал сейчас,
Бегать любит, каждый час! (Зайчонок)

Про улыбку рассказал,
И конфету Зайцу дал! (Енот)

Обижаться перестала,
С Белкой весело играла! (Кошечка)

Хвастать, спорить он любил,
Стал сейчас совсем другим! (Мышонок)

Он умеет всех лечить,
О здоровье говорить! (Доктор-Филин)

Дверь откроет и закроет,
И ребят домой проводит! (Сторож-Крот)

На урок звонит, с урока,
Наша звонкая …(Сорока)

Он и учит, и играет,
И от бед всех защищает,
Сказки сказывать хорош,
Дорогой Учитель…(Ёж)

 

Комментарий автора: «В заключении хочется ещё раз отметить, что предлагаемые тридцать сказок – это начало ваших педагогических бесед. Далее вы можете сами придумывать продолжение приключений с героями из  Лесной школы. С помощью данных образов легче детям будет понять взрослые требования. Однако каждый герой имеет типичные черты характера, которые встречаются у всех детей. Желательно, чтобы эти черты находил в себе ребёнок сам, без подсказки, и стремился развиваться, изменяться в лучшую сторону.»