Сказки для школьной адаптации

«Поступление в школу – это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволят снизить школьную тревогу у детей, использовать позитивные модели поведения в реальной жизни.»

Автор книги «Лесная школа. Коррекционные сказки»,
Марина Александровна Панфилова.

 

ПЕРВАЯ СКАЗКА. СОЗДАНИЕ «ЛЕСНОЙ ШКОЛЫ»

Жил-был Ёжик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и чёрными глазками – пуговками. На спине у Ёжика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ёжик в школе. Да в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя.

Как он сюда попал, Ёжик и сам не знал: может быть, его какой-то школьник принёс для «живого уголка» ещё крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ёжик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, тёплые руки детей, их вкусные угощенья и уроки…

Очень нравились Ёжику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ёжик учился писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось, бегает Ёжик, радуется жизнью. А ёжик мечтал… И мечтал он о том, что когда вырастет, станет учителем и сможет научить всех своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.

Вот Ёжик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие звери. Ёж учитель готовил класс, к приёму первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Ёж принёс учебники-книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать наших учеников. Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.

— Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? — спросил у Сороки сторож-Крот, — Ведь в школе не играют, а учатся!

Сорока важно ответила: — Меня Ёж попросил. Я буду отвечать за звонки.

— А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! — удивлялся Крот.

— Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок — значит пора на урок. А если на уроке — звонок. Значит, пора отдохнуть дружок! — затрещала Сорока.

— Подожди, Сорока, объясни мне ещё разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?

— Да, только не побегут, а подойдут к столикам, в ожидании учителя» — ответила Сорока.

— Это верно! — подхватил Ёж — Именно так делают настоящие школьники.

— Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? — заволновался Крот.

— Придут в школу и узнают! — вновь затрещала Сорока.

— Да, — подтвердил Ёж, — Узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать, и многое другое.

Ёж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей жёлто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

«Пора, пора!» — объявляет всему лесу клён. «В школу, в школу!» — шепчет берёзка.

 

ВТОРАЯ СКАЗКА. БУКЕТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки, да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она
своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и кармашками. А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. «Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник», — ласково приговаривала она, отглаживая белый воротничок у рубашки.

Лисичка волнуется: «Надо Лисёнка помыть, расчесать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его всё нет, всё где-то с Волчонком играет?!» Но Лисёнок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали букет для своего учителя. Собирали и разговаривали.

— Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты всё прыгаешь, да прыгаешь? — волновался за подружку Лисёнок.

— Не знаю, — ответила Белочка — я, действительно, не могу усидеть на месте спокойно.

— Ничего, — успокоил её Зайчонок — там говорят перемены будут, вот на них и попрыгаешь.

— Перемены? — удивился Волчонок, — А мне папа говорил, что в школе будут уроки, на которых будем учиться, узнавать что-то новое.

— Это правильно! — поддержал друга Медвежонок, — Для этого мы в школу-то и идём.

— Да, но всё время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем, — объяснял Зайчонок, — поэтому придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть.

— Поживём, увидим, — проворчал Медвежонок, — а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы учителю — Ежу понравились.

— А какой он — учитель? — поинтересовалась Белочка, — Добрый он или злой?

— Не знаю… — размышлял Волчонок. — Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы много знал и умел.

— А я хочу, чтобы добрым был, — продолжала Белочка, чтобы всё разрешал.

— Представь себе, что тогда за уроки будут! — удивился Лисёнок, — Одному разрешили кричать, другому скакать, а третьему в игрушки играть!

Все ребята – зверята дружно засмеялись.

— Мне хотелось бы учителя доброго, но строгого и справедливого, чтобы смог понять и простить, помочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было бы интересно, — закончила свои рассуждения
Белочка.

— Да, это было бы хорошо…— подтвердил Медвежонок.

— А мне кажется, что каждому из нас свой учитель мечтается, — тихо произнёс Зайчонок.

— Ты что-то загрустил, Зайчонок, боишься? — удивился Волчонок, — Смелее! Пусть будет учитель такой, какой он есть, а не выдуманный!

— А мне мама говорила, что в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить! — воскликнула Белочка.

— Ой, ребята, смотрите, какой у нас большой и красивый букет получился! — Обрадовался Лисёнок.

«Наверное, нашему учителю будет очень приятно!» — подумали завтрашние первоклассники.

 

ТРЕТЬЯ СКАЗКА. СМЕШНЫЕ СТРАХИ

Наступило первое сентября. Каждому ученику эта дата понятна и ясна — идём дружно в школу! А для первоклассников — это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.

Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, ещё тёплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе. Около школы встречал учитель Ёж. Он внимательно изучал каждого ученика своими глазами и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Ёж оценил старания ребят. «Спасибо!»- произнёс учитель, и его глаза засветились весёлыми огоньками. Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом раздавался по всему лесу.

«Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться!» — торжественно произнёс Ёж.

Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись, и смело нашли себе подходящее место.

«На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, — спокойно произнёс Ёж. — Вы расскажите, как вас зовут, чем любите заниматься».

Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он вжался весь в комочек и спрятался за парту так, что одни дрожащие ушки выглядывали. Ёж не сразу обратился к нему, подождал пока все ученики выскажутся.

— А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? — прозвучало над заячьим ушком.

— Я? Не-не-не знаю! — дрожащим голосом прошептал Зайчонок.

— Кто тебя так напугал? — забеспокоился учитель.

— Бра — братишка…— ответил Зайчонок, — он сказал, что в школе меня проучат, как следует, да ещё будут наказывать палками и хворостинками.

Все первоклассники рассмеялись.

— А что ещё рассказывал твой братишка про школу? — продолжал спрашивать Ёж.

— Он говорил…— уже смелее произнёс Зайчик, — что у Вас очень острые иголки, и что не послушных учеников Вы больно ими колите.

Ёж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.

— Да, твой братишка — фантазёр! — с улыбкой рассуждал учитель, — Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.

— Наверное… — уже спокойно отвечал Зайчонок, — ещё он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.

— А ты любишь бегать и прыгать? — уточнял учитель.

— Очень! — радостно отвечал Зайчонок.

— Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать игры для отдыха.

После этих слов учителя прозвенел звонок с урока, и Ёж пригласил ребят в коридор, отдохнуть. Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.

 

ЧЕТВЕРТАЯ СКАЗКА. ИГРЫ В ШКОЛЕ

На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями.

— Да, попрыгать-то здесь особенно не где?! — произнесла Белочка.

— Почему? — возразил Волчонок, — А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся.

Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре. Возбуждённый и
всклокоченный Волчонок не сразу заметил учителя. А когда остановился, то с удивлением оглянулся на своих товарищей. Белочка тоже не могла понять, в чём дело. Остальные ученики стояли около своих столиков и растерянно смотрели на беспорядок в классе.

—  Да, повеселились…— спокойно произнёс Ёж, — А звонок на урок уже прозвенел!

— Я не слышал! — сказал запыхавшийся Волчонок.

— И я не слышала…— прошептала Белочка.

— Белочка и Волчонок поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно попросил учитель.

Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики. Ёж предложил ребятам познакомиться с учебником, с тетрадкой в клеточку. В тетрадочке надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание. А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки, и принялась их рассматривать, играть.

— Как у тебя получилось, Белочка? — обратился к ученице Ёж.

— А я ничего не смогла сделать, — произнесла Белочка, спрятав орешки в парту.

— Но ведь сейчас Заяц ещё раз подробно объяснял задание! Ты не слышала?

— Нет! — призналась Белочка. — Не слышала…

— А что же ты делала? — поинтересовался Ёж.

— Я играла с орешками, — честно призналась Белочка.

— Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, — обратился Ёж ко всему классу.

— Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем. Когда играть, где, как и в какие игры? — продолжал учитель.

— Можно прыгать и бегать! — радостно предложил Волчонок, который ещё находился под приятным впечатлением от игры с Белочкой.

— Можно. — Согласился Ёж, — Но только на спортивной площадке или в физкультурном зале. А в классе или в коридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята?

— Испачкаются, сломаются столы или стульчики! — ответил Лисёнок, лапкой нежно поглаживая свою парту.

— Больно ушибутся или ударят кого-то, нечаянно! — забеспокоился Зайчонок.

— Да, это верно! А ещё? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно понимать, слушать! — помогал ребятам Ёж.

— Это точно, — согласились Волчонок и Белочка, но вместе добавили, — Но во что же нам играть во время отдыха на перемене?

Все задумались. И Ёж думал вместе с ребятами.

— Можно играть в настольные игры, в шашки, в шахматы? — спросил Медвежонок.

— Конечно, можно! Но если долго сидишь на уроке, а потом сидишь на перемене, спина будет уставать. Да и подвигаться для организма полезно, — объяснял учитель.

— А может быть нам сделать теннисный стол в коридоре и устраивать по очереди соревнования? — предложил Заяц.

— И ещё повесим на стенку цветной круг, и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! — размечтался Лисёнок.

— Молодцы, ребята! Здорово придумали! — похвалил учитель, — Так мы и сделаем. А есть и другие интересные и нешумные игры:  «Ручеёк», «Тише едешь — дальше будешь», «Путанка» и другие. Я обязательно Вас с ними познакомлю. А во что можно играть на уроке?

— На уроке не играют, а учатся! — важно произнёс Медвежонок. — А то весь урок пропустишь! Как же тогда узнавать новое?

— Правильно, Медвежонок! — согласился Ёж, — Но есть игры, которые помогают лучше усвоить, закрепить урок. И я тоже буду вас с ними знакомить. А игрушки на уроке сильно отвлекают самого ученика и его товарищей. Поняла, Белочка?

— Да, — тихо произнесла она. — Я больше не буду, извините меня, пожалуйста.

— Конечно, мы тебя извиняем, а на ваших ошибках сегодня все научились правильно играть и отдыхать в школе.

Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали организовывать теннисный стол в коридоре. А Ёж научил всех новым играм. Так прошёл первый день в Лесной школе.

 

ПЯТАЯ СКАЗКА. ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело шагали по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Ёж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.

— Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! — сказал Ёж, — Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

— Мне мама говорила, — произнесла Белочка, — Что существуют правило в питании. Например, когда мы кушаем, меньше разговариваем, чтобы лишний воздух не попал в животик.

— А мне папа говорил, — продолжал разговор Волчонок, что во всём мире живёт много правил. Есть правила в питании, есть правила в играх, в поведении: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

— «Правило» — значит делать правильно! — подвёл итог Медвежонок.

— Молодцы! — похвалил всех учитель, — А зачем нужны эти правила, может быть и без них можно прожить?

— Наверное, можно, но ведь будешь тогда на своих ошибках всегда учиться, — улыбаясь, произнёс Волчонок. — Как мы вчера с Белочкой.

— Да, и неприятностей будет много, — согласилась с другом Белочка.

— А я не люблю неприятности.

— Неприятности никто не любит, — подтвердил учитель. — Поэтому в мире и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

— Как у Вас так интересно стихи получаются? — удивился Заяц.

— А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

— Конечно, согласны! — хором ответили ученики.

— Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать. Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

— Готово! — обрадовался Лисёнок.

В школе «Здравствуй» говорят и с улыбкой дарят взгляд!

— Отлично, Лисёнок! Второе правило потруднее: До звонка на урок надо подготовить всё необходимое для учёбы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждёт приглашения учителя около своей парты.

— Можно я попробую? — предложил Зайчонок. — До звонка ты приходи и порядок наводи! По звонку все дружно в ряд, ждут, учителя, стоят!

— Молодец, Зайчонок! Третье правило: Чтобы узнавать новое и многому научиться на уроке ученики слушают внимательно и выполняют требование учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шёпотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

— Это, сложно! Не знаю, подойдёт ли то, что я придумал, — проворчал Медвежонок.

Друга зря не беспокой. Береги его покой. На уроке тишина. Руку поднимай тогда, если хочешь отвечать или важное сказать.

— Очень хорошо, Медвежонок! Правило четвёртое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

— Это легко! — воскликнул Волчонок, — На уроке ждут ответ. Кто-то знает, кто-то нет. Но ответит только тот, кого учитель назовёт.

— Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Ещё попробуем? Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать.  Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

— Сейчас моя очередь! — произнесла Белочка, — Вот звонок на перемену, приготовься отдыхать: можешь с другом прогуляться, можешь тихо поиграть, подготовь к уроку всё, чтоб училось нам легко!

— Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, — порадовался за своих учеников Ёж.

— Эти пять правил, мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание. Да, в школе задают на дом, для того, чтобы лучше усваивался учебный материал, закреплялся и чтобы вы смогли его выполнять самостоятельно, без учителя, без родителей. Итак, задание такое: придумать стихи на правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!

 

Комментарий автора:

«После сказок для школьной адаптации предложите детям поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их  назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины. Адаптационный этап проходит у каждого ученика по-разному, поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши дети, какого хотели бы учителя. Ответы детей помогут предположить удовлетворённость школьным обучением, наличие эмоциональных переживаний, школьной тревоги.»

Марина Александровна Панфилова