Чтение и современные дети: стоит ли заставлять?

.

Автор: Анна Журба, практический психолог

Одна из самых распространенных жалоб современных родителей – дети не читают. Сидят в соцсетях, смотрят видео, активно общаются в месседжерах, но не читают: и то, что предложено по школьной программе, и художественную литературу. Хотя я нечасто консультирую родителей с маленькими детьми, но родители подростков приходят с этой проблемой регулярно. Ситуации в каждой семье разные, и далеко не всегда отсутствие интереса к чтению самая главная из них. Но тем не менее я попыталась вывести несколько базовых тезисов, прочитав которые вы начнете долгую дорогу к ответу – почему они не читают? Нужно ли заставлять читать? Это проблема или особенность современных детей и подростков?

Первая, и на мой взгляд, главная причина – нынешние дети и подростки живут в настолько насыщенном и интересном мире, с которым не сравнится ни одна книга. Да-да, это мы, а не они, жили в вымышленном мире капитана Грея, детей капитана Гранта, мушкетеров, рыцарей, принцесс и иже с ними. Потому что вне страниц книг нас ждал в лучшем случае двор, пионерский лагерь, кафе-мороженое, и иногда кинотеатр с 2-3 фильмами в месяц. Письма от зарубежных друзей (была такая форма общения) шли месяцами, а любимого актера или певца можно было увидеть только на плакате, который хранили как главную ценность. Ностальгия окрашивает наши детские и юношеские воспоминаниями самыми теплыми, ламповыми тонами, но объективно мир современного ребенка, даже из удаленных населенных пунктов, кажется безграничным по сравнению с нашим детством. За свадебной церемонией принцессы можно смотреть в режиме онлайн и обсуждать с подружками ее наряд и букет, а любому селебрити можно написать в соцсетях, и высока вероятность, что он или она ответит.

Теперь главный вопрос: что такого интересного должно быть написано в книгах, особенно тех, которые считаются классикой, чтобы сравниться с этим насыщенным всеми красками миром?

Вторая причина – семей, где чтение является частью обыденной жизни, все меньше и меньше. Мой первый руководитель, будучи при этом ректором ВУЗа (!), совершенно серьезно утверждал, что художественную литературу человек читает до 18 лет и после 60 лет. Все остальное время он должен посвящать работе, карьере и зарабатыванию денег. Когда в последний раз вы даже сами, без ребенка, заходили в книжный магазин и долго, всерьез выбирали то, что будете читать ближайшие месяцы? Нет, не карманные книжки с любовными романами или боевиками для поездки в поезде. А современные произведения или классические книги, которые вдруг захотелось перечитать. Когда в последний раз вы говорили дома о том, что нужно не только оплатить интернет и онлайн кинотеатр, но и подписку на электронные библиотеки? Когда просили ребенка вам не мешать, потому что вам нужно дочитать главу – вам интересно все-таки, что произойдет с героями? Нет, объяснения, что вам некогда, вы все свое прочитали в школе, что детям нужно развиваться, не подходят. Поверьте, детям и подросткам тоже есть чем себя занять, вместо того, чтобы читать книги.

Третья причина – современные дети и подростки обладают более высоким уровнем критического мышления, чем мы – их родители – и старшее поколение. Не верите? Назовите пять лучших книг, которые вы бы хотели, чтобы прочитали ваши дети. Назвали? Тогда объясните своими словами, почему. Нет, не потому что они есть в школьной программе, не потому что вы их читали, не потому что так принято. Что вам дали эти книги такого, что вы бы хотели передать детям? И можете ли вы ответить на сложные вопросы, связанные с этими книгами? Нет, не про их сюжет, историю создания, биографию автора – дети лучше вас умеют пользоваться поисковиками.

Куда сложнее будет ответить на вопрос: в чем истинный смысл сказки Колобок? Зачем граф Монте-Кристо потратил столько лет, сил и денег на месть? Зачем Ассоль ждала на берегу алые паруса, а не жила своей жизнью? Почему мушкетеры считали, что спасают свою страну, выполняя поручения слабовольного короля и капризной королевы? И почему считали своим врагом жившего только государственными заботами кардинала? Почему лучший детектив всех времен и народов не знал, что земля круглая? Список этих вопросов можно продолжать до бесконечности – поверьте человеку, единственным интересом которого до 20 лет были книги. Я не обесцениваю чтение и великие книги, которые упомянула выше. Но все эти – зачем, почему, как, для чего – только подтверждают: для наших детей нет кумиров по умолчанию, они вдумчивы, въедливы, придирчивы, обладают острым умом и здравым смыслом.

В конце каждого подобного рассуждения от психолога всегда ждут советов. Ну что ж, пусть будут советы:
• Ответьте себе на вопрос – зачем именно вашему ребенку читать? Только пожалуйста – ответьте честно. Для оценки в школе – одна история, для увеличения словарного запаса – вторая, для того, чтобы мог поддержать разговор во взрослой компании – третья. От этого зависит какие книги предлагать и как много их нужно читать.
• Не зацикливайтесь на классике. Это кстати можно применить и к самим себе. Каждый год выходят тысячи книг на всех языках мира, которые могут подойти вам и вашему ребенку, чем то, что считается must have для чтения. Вы же не боитесь каждый год обновлять гардероб в соответствии с модой? Или покупать более современную технику? С литературой, поверьте, также – она не стоит на месте.
• И самое главное – читайте сами. Находите же вы свободное время для соцсетей и сериалов, значит найдете и для чтения. И каждый раз, когда вы понимаете – «не хочу читать – это неинтересно, скучно, не хочу тратить на это время, не могу найти интересную книгу» – произносите этот текст голосом своих детей. Они чувствуют тоже самое.

Как вы знаете, фонд «Шаг в жизнь» создает для детей и подростков сказочные парки со скульптурами персонажей из народных сказок. На базе этих парков к 2023 году Фондом будет реализован масштабный проект по возрождению культуры чтения. В проект войдут курс повышения квалификации для педагогов, методические пособия для родителей и педагогов и интерактивная квест-игра «Загляни в сказку».

В проект включились специалисты МПГУ – именно они разрабатывают курсы и методички для педагогов, программу для родителей и сценарий квеста. Планируется, что такой комплексный подход поможет научить педагогов общаться с детьми на их языке и привить подрастающему поколению культуру чтения через интерактивный формат.

По формату игра будет похожа на «12 записок» – у скульптур, установленных в парке, будут QR-коды. Ребенок должен подойти, отсканировать код смартфоном, выполнить задание и перейти к следующему персонажу. В процессе игры можно прочитать биографию персонажа и посмотреть из каких он сказок. Сами сказки не обязательно читать – можно прослушать аудиокниги или даже посмотреть телеспектакль.

На базе квест-игры педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации, смогут преподавать литературу в новых, понятных для современных детей интерактивных форматах.

Новости 06.08.2021