«Они все время сидят в своих телефонах», «Мы в их годы гуляли, играли, катались на велосипедах, а их не выгонишь на улицу». Знакомые фразы? У меня складывается ощущение, что нет современной семьи, где они бы не звучали. Самые радикальные приводят в качестве примера правила, которые якобы были введены в семье Стива Джобса: детям было запрещено пользоваться планшетами больше получаса в день, а смартфонами — дольше двух часов в сутки. Но мы живем в реальном мире, я сама провожу много времени и с телефоном, и с компьютером, поэтому мне захотелось понять: так ли вредна цифровизация? И можно ли найти баланс между виртуальным и оффлайн миром?
Причина №1. Цифровой мир всегда будет ярче и интереснее реального мира. Это нужно принять как данность. Как и фастфуд для недостаточно развитого вкусового аппарата подростка всегда будет казаться вкуснее спаржи, сыров с плесенью и рыбы. Причина одна: так проще! У подростка и так достаточно проблем с осознанием себя, физическими и эмоциональными изменениями, отношениями с родителями и друзьями. Виртуальный мир дает иллюзию контроля, которого так не хватает подростку, и ложное ощущение легкости и простоты. И также, как и фастфуд, имеет свойство затягивать, вызывать сильное привыкание. Можно ли с этим справиться? Запреты тут не помогут, как и попытки заставить есть брокколи вместо бургеров. Мне кажется, как и с новой, неожиданной едой, есть всего лишь два варианта: собственный пример взрослых и предложения попробовать «маленький кусочек» чего-то нового из жизни оффлайн.
Причина №2. Цифровой мир открывает значительно больше возможностей, чем жизнь оффлайн. Удаленное обучение, общение с друзьями и знакомыми, которые живут за тысячи километров, онлайн банкинг, документооборот, покупки – современное поколение подростков значительно быстрее и эффективнее взрослых осваивает все эти инструменты. И бывает достаточно тяжело доказать, что сидеть в телефоне вредно, когда проблемы, которые мы пытаемся решить десятками звонков и длинными разговорами, они решают нажатием парочки кнопок. Можно ли с этим справиться? Попытки уговорить вернуться к олдскульным методам решения проблем и задач не сработают. Подберите варианты, когда эффективность вырастает благодаря использованию комбинированных методов. Например, онлайн общение не всегда дает полный портрет человека, который сидит по другую сторону экрана, а личный разговор, встреча могут помочь проанализировать его поведение, подключить эмпатию и интуицию, чтобы избежать возможного разочарования.
Причина №3. Цифровой мир кажется подросткам более безопасным. И не совсем в том контексте, в котором о безопасности говорим мы, взрослые. Когда тебе перестает нравится знакомый по переписке в соцсетях, его можно просто заблокировать, а не искать варианты объясниться. Можно изменить свою внешность, подбирать ответы на сложные вопросы в интернете, быть кем угодно, не бояться отказов и того, что тебя не примут таким, какой ты есть. Можно нахамить кому угодно, наговорить гадостей в соцсетях, написать жалобу на сотрудника, который не понравился. Иллюзия безопасности и вседозволенности одновременно может привести к тому, что страхи будут нарастать, а навыки социальных коммуникаций перестанут развиваться. Можно ли с этим справиться? Это пожалуй самый сложный из пунктов. Откуда берутся замкнутые интроверты, которые уверены, что их все ненавидят? Их критиковали в детстве, недооценивали, лишали ощущения защищенности и безусловной любви в семье, выдвигали к ним завышенные требования. Справиться с последствиями нельзя ни уговорами, ни тренингами личностного роста. Поэтому, прежде чем начинать бороться с виртуальной зависимостью, стоит поработать над тем, чтобы для детей и подростков реальный мир не казался таким уж отвратительным и страшным.
К каким выводам мы приходим? Виртуальный мир не абсолютное зло, он позволяет подросткам быть более информированными, свободными, современными, эффективными. Он дает им пространство, где они могут почувствовать себя «в своей тарелке». Но как понять, не нарушен ли баланс между ощущениями реального и виртуального мира? Это никак не связано с количеством времени, проводимого в сети. Приведу простой пример. Благополучная полная семья, подростку 16 лет. Родители последние несколько лет непрерывно жалуются, что сын смотрит футбол онлайн, играет в онлайн спортивные игры, «висит» в соцсетях, как кажется, больше ничем не интересуется. В поездке на отдых один из родителей попадает в больницу, второй родитель находится за несколько тысяч километров. «Виртуальный» подросток, которого критиковали за неприспособленность к жизни, не теряется при госпитализации – решает десятки вопросов, связанных с документами, вещами, палатой и так далее. Снимает себе жилье недалеко от больницы, каждый день ездит в больницу с продуктами. В общем ведет себя, как взрослый и совершенно адаптированный к реальности человек. Внимание, вопрос: и кому в таком случае мешает просмотр онлайн футбола?
Давайте учиться не заменять, а совмещать онлайн и оффлайн миры. Уже более 3-ех лет созданием увлекательных оффлайн пространств со скульптурными композициями из народных сказок занимается БФ «Шаг в жизнь». На базе создаваемых фондом сказочных парков к 2023 году будет реализован масштабный проект по возрождению культуры чтения. В проект будет включен курс повышения квалификации для педагогов, методические пособия для родителей и преподавателей и интерактивная квест-игра «Загляни в сказку».
К проекту уже присоединились специалисты МПГУ – именно они разрабатывают курсы и методички для педагогов, программу для родителей и сценарий квеста. Такой комплексный подход поможет научить педагогов общаться с детьми на их языке и привить подрастающему поколению культуру чтения через интерактивный формат.
По формату игра будет похожа на «12 записок». Каждая сказочная скульптура, установленная в игровом пространстве, будет иметь свой QR-код. Участнику игры нужно отсканировать код смартфоном, выполнить задание и перейти к следующему сказочному герою. В процессе игры можно прочитать биографию персонажа и посмотреть из какой он сказки. Сами сказки можно будет не только читать, но и слушать аудиокниги и даже смотреть телеспектакли!
На базе такой квест-игры педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации, смогут преподавать литературу в новых, понятных для современных детей интерактивных форматах.